наверхвверх
Страницы: 1 2 След.
Развитие речи!, Проблемы и их решения.
 
Моему сыну 2.4г. и он до сих пор ничего не говорит. Весь наш словарный запас это: Мама, папа, Тиа (это наша маленькая дочка Даша) так он её называет, и павво -это пить. Даже ДА и НЕТ не говорит. До 2х лет я думала что это нормально и к 2м годам разговорится. Но сейчас меня это начинает настораживать. Примерно в 1 год он начинал повторять некоторые слова за мной, но спустя какое то время замолк. Он в целом у нас всё понимает, что не скажешь всё сделает. К примеру: даю конфету и говорю - развернёшь конфетку, бумажку выкинь в мусор, он так и делает. Даже игрушки иногда прошу помочь прибрать, он помогает. Нормально ли это, что ребёнок почти в 2.5 года не говорит? Как развить речь? Интересно ваше мнение!
Самая трудная вещь на свете — это думать своей собственной головой. Вот, наверное, почему так мало людей этим занимаются.

 
Альберт Энштейн начал говорить в 4 года.
Дочка моей подруги начала говорить около 3 лет, зато стала говорить сразу чисто и полно, в 3 года она уже наизусть читала такие стихи как "У Лукоморья дуб зеленый" причем полностью. Любопытно как она училась говорить, слушала очень внимательно как будто запоминала как правильно надо, потом повторяла по звукам, слогам как будто отрабатывала правильность произношения каждого звука, слога.
Моя старшая сестра не говорила до 2,5 лет, т.к. общалась практически только с мамой, которая и так ее понимала, поэтому нужды не было говорить, потом обстоятельства вынудили маму отвезти ее в деревню к бабушке на месяц, там очень много народу - родственников, и когда мама приехала сестра уже только так болтала.
Вот 3 примера. Каждый ребенок уникален, причины неговорения могут быть разные. Причинами могут быть неврология (родовые травмы и пр.) , проблемы в физиологиии речевого аппарата, Вы бы о них знали уже. Скорее всего причины психологические: например, как у моей старшей сестры, тогда надо расширить круг общения малыша, просить его говорить правильно (начиная со слогов, например, собака как лает? (ав, или гав) как кричит сова, корова? какие звуки издает машина? паровоз? потом просить произносить простые слова правильно, сначала по слогам, потом целиком. При произношении смотрите в глаза ребенка, завладейте полностью его вниманием, четко артикулируйте каждый звук (это надо начинать еще в младенчестве с месяца), с дочкой уже играйте в повторялки (например, я говорю своему 1-месячному сыну "А!" он смотрит и повторяет, потом "АУ!", он опять повторяет). Очень полезны пальчиковые игры и вообще игры на развитие мелкой моторики пальцев рук. Посмотрите в школе родителей, там есть много.

Вам надо сходить к хорошему окулисту (посмотреть глазное дно, чтобы исключить неврологию) и если есть нарушения то к неврологу, который назначит лечение (у моего племянника так было, после лечения стал хорошо и много говорить). Можно сходить к логопеду, если нет возможности самостоятельно заниматься (т.к. малышка много времени забирает), специалист позанимается.

Я посмотрю еще упражнения в этой теме выложу.
Изменено: Селькова Оксана - 24 декабря 2013 18:23
 
К Окулисту Оксан ходили на днях, всё хорошо. Родовых травм не было, обоих деток я родила довольно таки легко. По книгам он знает всех животных и все предметы которые там нарисованы по мимо, спрашиваю, он показывает. Всегда при просмотре их, я комментирую кто как говорит, что и где находится. По мимо книг я всегда комментирую все свои и его действия. А вот с общением у нас туго. Я сейчас одна воспитываю малышей, муж на заработках , да и нянек, бабушек , дедушек рядом нет. Сама понимаю что ребёнку нужно общение, по возможности приглашаю подруг с детками, что бы он поиграл с детишками. Но этого очень мало. Он у меня не смотря на то что не говорит, очень активный и с интересом общается с др. детками. Спасибо Оксан за совет, надо посмотреть в темке игры ))
Самая трудная вещь на свете — это думать своей собственной головой. Вот, наверное, почему так мало людей этим занимаются.

 
Ольга, сейчас многие дети начинают говорить позже. Вам стоит развивать мелкую моторику ребенка, лепить, мастерить чего -нибудь, с пуговицами и крупами играть. Наша дочка тоже стала поздно говорить. В 2,4 словарный запас был чуть больше вашего, в то время как другие дети уже предложениями изъяснялись, хотя мы всегда уделяли много времени общению с ней. Сейчас ей 2 года 11 месяцев. Пару месяцев назад ее прорвало. Сейчас в день появляется по 4-5 новых слов. Песенки поет и тараторит постоянно.
Присоединяйтесь к марафону "100 шагов навстречу лету"! http://www.aist-k.com/communication/blog/?page=blog&blog=ptahin-blog
 
Цитата
Татьяна Мезенцева пишет:
Ольга, сейчас многие дети начинают говорить позже. Вам стоит развивать мелкую моторику ребенка, лепить, мастерить чего -нибудь, с пуговицами и крупами играть. Наша дочка тоже стала поздно говорить. В 2,4 словарный запас был чуть больше вашего, в то время как другие дети уже предложениями изъяснялись, хотя мы всегда уделяли много времени общению с ней. Сейчас ей 2 года 11 месяцев. Пару месяцев назад ее прорвало. Сейчас в день появляется по 4-5 новых слов. Песенки поет и тараторит постоянно.
Да мы вроде и лепим,и в мозаику играем, и рисуем .......занимаюсь по мере возможности....Хотя на своём "тарабарском он говорит без умолку" что то мне постоянно рассказывает, а ты как хочешь так и понимай ))) С мужем прикалываемся, "может он китаец и не в том месте родился" |:-)=) Будем ждать когда по русски заговорит!
Изменено: Голубева Ольга - 24 декабря 2013 22:41
Самая трудная вещь на свете — это думать своей собственной головой. Вот, наверное, почему так мало людей этим занимаются.

 
Как общаться с младенцем?

Все дети от рождения умеют улыбаться. Но…не все улыбаются. Малыши, лишённые общения, не улыбаются, но в то же время даже слепые младенцы улыбаются в первые месяцы жизни, когда их берут на руки или разговаривают с ними. Так как же сделать общение с младенцем увлекательным и радостным?
Грудное вскармливание – основа основ общения мамы и малыша. Оно помогает создать между матерью и ребёнком отношения любви и доверия, которые остаются на всю жизнь. Постарайтесь сделать всё возможное для того, чтобы кормить ребёнка грудью. Это и телесный контакт, и зрительный, и эмоциональный. Мамы, которые кормят грудью своих детей, имеют тенденцию чаще трогать, качать, малышей, улыбаться им.
Разговаривайте с ним.
Для многих это достаточно сложно. Но можно не просто так "в пустоту" выдавать какие-то фразы, а говорить с помощью шуток, прибауток, потешек, присказок. Они очень помогают находиться в контакте с ребёнком, при этом не чувствуя себя глупо. Существует огромное количество потешек, стишков, колыбельных, практически на все случаи жизни. Конечно, трудно выучить так много фольклорных стишков, но если об этом помнить, постепенно у вас в голове останется некий набор наиболее симпатичных вам прибауток. Ребёнок очень хорошо воспринимает ритмичную речь, он будет живо реагировать на потешки и присказки, к тому же они в основном ещё и познавательные.
Подсказки маме
Последние результаты, полученные при анализе речи, показывают, что каждая мать заслуживает почетного звания учителя словесности. Есть некоторые приемы, помогающие быстрее наладить общение с младенцем.
Смотрите на слушателя.
Начиная разговаривать с ребенком, постарайтесь поймать его взгляд и удерживать внимание малыша, глядя ему в глаза. Так вы скорее ощутите ответную реакцию. Обращайтесь к ребенку по имени. В первые месяцы малыш может не ассоциировать собственное имя с самим собой, но чем чаще он будет его слышать, тем быстрее наладится эта ассоциативная связь - всегда сначала именно эти звуки, а уж потом другие, более разнообразные. В результате ребенок, совсем как взрослый, научится поворачивать голову, слыша свое имя.
Старайтесь говорить просто.
Используйте предложения, состоящие из 2-3 слов, растягивая гласные: "Хо-ро-шенький ма-а-а-льчик". Старайтесь избегать служебных слов. Не прибегайте к местоимениям "я" и "мне" - они не имеют никакого смысла для ребенка. Говоря ему о себе, используйте слова "мама" и "папа".
Сопровождайте речь жестами.
Скажите: "Помаши киске ручкой: "пока" и сделайте такой жест, повернувшись к кошке. Младенцы лучше запоминают слова, если они сопровождаются жестами. Ставьте главное слово в конец фразы и делайте на нем акцент, растягивая гласные постепенно добавляйте новые. Дети легко могут заскучать, если набор звуков не меняется.
Задавайте вопросы.
"Митя хочет на ручки", "Пойдем спать?" Беседа в форме вопросов естественно предполагает ответ на вопрос.
Поясняйте ваши действия.
Когда вы переодеваете или купаете ребенка, рассказывайте ему, что вы делаете - приблизительно так, как это делают комментаторы спортивных соревнований: "Сейчас папа снимет пелёнку, а теперь мы положим другую…" Не думайте о том, что со стороны это выглядит странно, - помните, что вы разговариваете не с каменной стеной. У маленького человечка всегда "ушки на макушке", он воспринимает каждый издаваемый вами звук и хранит его в неисчерпаемых глубинах своей памяти.
Дайте ребенку возможность ответить вам.
Задавая ребенку вопрос, дайте ему время "ответить". Ведь так же вы поступаете в разговоре с другими людьми. Делайте почаще паузы, и у малыша будет возможность покряхтеть или издать какой-то другой ответный звук. Малыши стараются как-то отреагировать на обращённую к ним речь.
Продолжайте вашу беседу.
Если вы видите ответную реакцию ребенка или он первым начинает разговор улыбкой, радостными телодвижениями и приятным воркованием, постарайтесь ответить ему. Мимика добавит вашему ответу значимости и поощрит малыша продолжить общение. Читайте вслух·
Детские стихи и поэмы отличаются особой музыкальной ритмикой. Если у вас в семье два малыша, и вы читаете вслух старшему, не забывайте, что послушать вас полезно и грудничку; это развивает его внимание. Возможно, когда-нибудь вам потребуется нечто более содержательное, нежели "Гуси-гуси…" Что ж, почитайте вслух свой любимый журнал или взрослую книгу, сохраняя при чтении ритм, привычный для восприятия младенца.
Игры с младенцем.
Все малыши очень любят играть со взрослыми. Игры не только приносят радость малышам, но и помогают установить близкие, доверительные отношения.
Играйте с младенцем в игрушки, но не стоит часто и надолго оставлять его с ними одного, заменить живое общение невозможно. Вот вкратце игрушки, которые наверняка понравятся младенцу до года :
10 дней -1 месяц
Идеальной "игрушкой" для младенца является рука матери (ладонь, пальцы) .
1-3 месяца
Погремушки с кольцами для подвешивания, погремушки с ручками; разные по форме и цвету; мелодичные по звучанию игрушки; неваляшки.
4-6 месяцев
Погремушки-подвески; погремушки с ручками; резиновые игрушки, издающие звук; неваляшки разной формы и цвета.
7-9 месяцев
Звучащие игрушки, мячи, шары разной величины для катания, кубики разного цвета и размера, мисочки, игрушечное ведро с вложенными в него игрушками для вынимания и вкладывания, бидончик, кастрюля с крышкой для открывания и закрывания .
10-12 месяцев
Матрешки, пирамидки, кирпичики; сюжетные (называемые) игрушки - кукла, мишка, собака и др.; для развлечения – заводные игрушки, звучащие, плавающие, машины; для куклы -чашечка, кроватка; резиновые надувные игрушки, корзиночки, сумки, обруч, тележка, картинки однопредметные, кубики с картинками и буквами.
Для поддержания интереса ребенка к игрушкам и действиям с ними надо периодически приводить в порядок игрушки, собирать их, раскладывать по местам и привлекать внимание малыша к этому.

Вместе делайте домашние дела, "обсуждайте" всё, что происходит вокруг, гуляя рассказывайте малышу о том, как прекрасен этот мир. Вместе можно и в магазин сходить и обед приготовить и в гости съездить. Малышу этого только и надо - всё время быть в курсе ваших дел, стать вашим "компаньоном". Такое общение на равных станет залогом вашей искренней дружбы. Со всеми младенцами можно играть в пальчиковые игры
Совершенно замечательна книга Первушиной "Развивающие игры для детей от 0 до года" рекомендуем всем!
 
Цитата
Ольга Голубева пишет: Хотя на своём "тарабарском он говорит без умолку" что то мне постоянно рассказывает, а ты как хочешь так и понимай ))) С мужем прикалываемся, "может он китаец и не в том месте родился" Будем ждать когда по русски заговорит!
Поможет еще и артикуляционная гимнастика и упражнения на выработку произношения определенных звуков. Надо определить какие звуки малыш не выговаривает. Вот примеры артикуляционной гимнастики, я все упражнения делала со своим сыном 3 лет, ему очень нравится, особенно парашютик)).

Непослушный язычок поможет укротить зеркальце (если смотреть в него вместе с ребенком или малыш сам смотрит на себя), еще логопеды используют сгущенку) или мед (намазать ей губы - малыш должен облизать их язычком, или небо для выполнения упражнения Грибок.
Изменено: Селькова Оксана - 11 января 2014 16:50
 

 
Нормы развития речи у детей.
Мы учимся речи в течение всей жизни — точнее, лаконичнее, изысканней, жестче, решительнее — со временем мы доводим ее до того уровня, который помогает нам эффективно общаться с окружающими. Если мы с этой задачей не справляемся — часть людей перестает нас правильно понимать, общение сходит на нет.
Особенно важно развитие речевых навыков у детей, ведь если оно проходит с нарушениями, круг общения ребенка ограничивается, снижается количество информации, получаемой им при беседах со взрослыми - нарушается гармоничность формирования межличностных отношений, страдает эмоциональная сфера. Таким образом, нарушение развития речи может приводить к целому ряду неблагоприятных для развития ребенка последствий, однако их можно избежать, контролируя течение развития речевых навыков. Предлагаем вашему вниманию информацию о нормах развития речи у детей от рождения до 7 лет.
Возраст до 1 года
Возраст до одного года называют периодом предречевого развития. В этот период происходит подготовка к овладению речью. Практически единственными голосовыми реакциями новорожденного являются крик и плач, таким образом он сообщает об испытываемом дискомфорте. В это время происходит тренировка от речевого аппарата: дыхательного, голосового и артикуляционного. Временами новорожденный издает отдельные гортанные средние между «a» и «э».
Начиная с 5-й недели жизни ребенок реагирует на обращенную к нему речь: перестает плакать, прислушивается к голосам родных. С 8 недель появляется настоящая улыбка, ребенок начинает произносить отдельные гортанные звуки («гуканье» - начальное гуление).
На З-м месяце жизни появляется смех и истинное (певучее) гуление. Ребенок, находясь в спокойном состоянии, издает протяженные гласные звуки.
5-6 месяцы жизни - гуление постепенно переходит в лепет; который состоит из цепочек слогов (ба-ба-ба, ма-ма-ма). Порой родители привимают лепет за осмысленную речь, но это еще не слова.
9-10 месяцев - очень активный лепет, состоящий из 4-5 гов и более. Ребенок повторяет за взрослым новые слоги, копирует интонацию, сопровождает лепет мимикой и жестами. Иногда в 10 месяцев уже появляются отдельные лепетные слова (мама, папа). В этом возрасте уже присутствует неплохое понимание обращенной речи, ребенок реагирует на свое имя, отвечает действием на некоторые свовесиые высказывания («ладушки», «copока», «где лампочка?» и т.д.) начинает понимать слово «нельзя».
11-12 - время появления первых слов.
К году в словаре ребенка около 10 слов, которые имеют конкретное значение. Ребенок понимает и выполняет 5-10 простых инструкций: «принеси то-то», «закрой дверь», «дай чашку» и др.
Возраст от 1 года до 2 лет
Несмотря на то что в этот период начинает активно формироваться экспрессивная речь, наиболее важным показателем речевого развития является понимание обращенной речи. Пассивный словарь в этом возрасте значительно превосходит активный. Дети говорят отдельные слова, обозначающие предметы или действия, а к двум годам появляются фразы из двух слов. Запас слов быстро увеличивается. Речь эмоционально окрашена, сопровождается мимикой и жестами. 3вукопроизношение в этом возрасте еще в значительной степени не сформировано. В словаре ребенка полутора-двух лет преобладают существительные (имена, названия предметов, животных), начинают появляться глаголы (дай, иди), прилагательные (6ольшой-маленький). К концу второго года ребенок должен употреблять простые фразы, речь становится основным средством общения.
Возраст от 2 до 3 лет
Словарный запас детей быстро увеличивается. Ребенок шире пользуется глaгoлaми и прилагательными, начинает использовать местоимения и предлоги. При помощи прилагательных он не только обозначает размеры предметов, но и называет их цвета, качества, свойства, форму (красный, плохой, горячий, круглый). В норме у детей этого возраста еще постоянны ошибки в роде, числе и падеже существительных, они не всегда употребляют союзы и предлоги. Произношение слов становится более точным, и хотя многие слова произносятся искаженно, речь ребенка вполне понятна окружающим.
Возраст от 3 до 4 лет
Дети много говорят, используют в речи фразы из 3-4 слов. Порядок слов в предложении или их согласование еще может быть нарушенным. В этом возрасте ребенок называет свое имя, фамилию, пол. Определяет цвет, форму, фактуру, вкус, используя слова-определения. Различает и называет игрушки, предметы мебели, одежды, посуды, продукты питания, части тела животных. Рассказывает о виденном 2-4 предложения. Слушает длинные сказки и рассказы. Выполняет двусоставную инструкцию («Дай мне большого мишку и красный мячик»). В норме у детей этого возраста сохраняются недостатки в произношении ряда слов, особенно длинных и малознакомых.
Возраст от 4 до 5 лет
Ребенок знает и использует в речи много существительных, глаголов, прилагательных, использует обобщающие слова, называет животных и их детенышей, профессии людей, подбирает слова-антонимы. Развивается способность к словообразованию. С помощью взрослых ребенок может пересказать знакомую сказку. В своих высказываниях дети начинают пользоваться структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. К пяти годам исчезают почти все возрастные неправильности произношения. Несформированными могут оставаться звуки Л и Р.
Возраст от 5 до 7 лет
Активный словарь ребенка в этом возрасте очень широк Ребенок может назвать 5-6 и более характеристик одного предмета (речка широкая, холодная, синяя, глубокая, красивая). К шести годам дети усваивают основные закономерности изменения слов и соединения их в предложении. При оформлении фразы используются все основные части речи. В норме ребенок к шести годам овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи. В речи ребенка, как правило, не встречаются пропуски, перестановки слогов и звуков. Исключение составляют только отдельные трудные и малознакомые слова («экскаватор»). Развитие контекстной речи проявляется способностью к пересказу сказок, рассказов, собственных впечатлений.
Чутко Л. С., Ливинская А. М. Специфические расстройства речевого развития у детей. СПб., 2006.
 
Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук.


10 развивающих игр по методике Монтессори.
1. «Бумажные шарики и улитки»
Научите ребенка мять бумагу и катать из мятых листов бумажные шарики. Еще одним полезным занятием является отщипывание - открывание пальчиками от целого листа бумаги маленьких кусочков. Вполне возможно, что после такой "бумажной" игры квартире потребуется основательная уборка, однако эти мелочи, по сравнению с тем, какое удовольствие получит ваш ребенок от процесса. Да и польза для развития моторики немалая. Покажите малышу, как скатывать рулончики из бумажных полосок. Получаются рулетики или улиточки - кому как нравится!

2. «Веселые прищепки»
Прищепки - это замечательный тренажер для маленьких пальчиков. Покажите детке как их можно цеплять к любому плоскому предмету, например, к картонке, широкой линейке, тарелке. Со временем задачу можно усложнить: попросите малыша закрепить прищепки на натянутой веревке. Чтобы ваши занятия были более увлекательные - сделайте специальные картонные заготовки, например, можно вырезать силуэты елочки и солнышка. Ребенку будет гораздо интереснее цеплять елочке - иголки из прищепок, а солнышку - лучики.

3. «Коробочка с тканями»
Игрушки: небольшая коробочка, содержащая по паре кусочков каждой ткани различной текстуры (например, шелк, хлопок, шерсть, мохер и т.п.). Покажите малышу три пары кусочков ткани, наиболее контрастирующих по текстуре; затем перемешайте их и попросите ребенка найти пары, ощупывая их руками; когда малыш поймет смысл упражнения, добавляйте другие кусочки ткани; вдохновите ребенка проделать то же самое с завязанными глазами.

4. «Больше и меньше»
Игрушки: бутылочки, пузырьки, банки из под крупы с крышками разного размера. Отвинтите крышки и пробки с нескольких бутылочек разных размеров, допускается, если некоторые из них будут с водой. Покажите ребенку, как подбираются и завинчиваются крышки вновь. Предложите малышу проделать эти же процедуры с его собственными бутылками и пузырьками. Внимательно наблюдайте за его занятием.

5. «Цветные дорожки»:
Бисер аккуратно сыплется на стол тремя пальцами («щепоткой»). Размер дорожки желательно определить заранее, чтобы малыш учился равномерно распределять материал. «Бисер в вазочке»: брать бусинки с плоской тарелочки и бросать тремя пальцами в небольшую вазочку. Желательно, чтобы горлышко у вазочки было поуже.

6. «Разложим по порядку»:
высыпьте в мисочку бусинки двух цветов (примерно по 5-7 бусинок каждого цвета) и справа от мисочки поставьте два блюдца. Предложите: "Давай в одно блюдце сложим все красные бусинки, а в другое – все зеленые”. Чтобы оживить игру, скажите, например, что это угощение для мишки и зайки, причем мишка любит только вишни, а зайка – только крыжовник. Перекладывать бусинки надо по одной, беря тремя пальцами (покажите). Если какие-то бусинки упадут на стол, попросите подобрать их с помощью совочка. Обязательно доведите работу до конца – этот навык очень важен. Поэтому на первых порах берите меньше бусинок.

7. Игра c цветами
Игрушки: живые цветы, маленькое ведро, совок для мусора, разные вазы и банки , ножницы, лейка, тряпка. Вы льете воду из лейки в выбранную вазу. Ребенок должен заметить, что цветам в вазе требуется определенное количество воды. Воду, которая перелилась через край, вытирается тряпкой. С цветка обрезаются нижние листья и кусочек стебля, после чего цветок ставится в вазу. Цветов должно быть столько, чтобы ребенок имел возможность повторить эти действия самостоятельно с другой вазой. Когда ребенок заканчивает упражнение-игру, вы вместе убираете рабочее место. Не следует мешать ребенку, даже если он слишком коротко отрезает стебель. Пусть он убедится в этом самостоятельно.

8. Игра «Больше и меньше»
Игрушки: бутылочки, пузырьки, банки из под крупы с крышками разного размера. Отвинтите крышки и пробки с нескольких бутылочек разных размеров, допускается, если некоторые из них будут с водой. Покажите ребенку, как подбираются и завинчиваются крышки вновь. Предложите малышу проделать эти же процедуры с его собственными бутылками и пузырьками. Внимательно наблюдайте за его занятием.

9. Игра «Мытье посуды»
Игрушки: средство для мытья посуды, губка, посуда для небольшого количества чистящего средства, металлический предмет ( небольшая кастрюля, чайник или ложка). Процесс сложный и ответственный и тем более интересный маленькому ребенку. Вся процедура чистки кастрюли демонстрируется малышу медленно и с явным интересом к делу. Так ребенку дают возможность узнать ход действий во взаимосвязи, четко осознать отдельные действия и обратить внимание на дело в целом. Ребенку предлагается повторить упражнение с другой вещью.

10.Игра «Уборка»
Игрушки: крупы, ложечка, поднос, губка или щетка, совочек. Пересыпание крупы из одной банки в другую ложкой, перебирание гречки или пшена, а также уборка рассыпанного, особенно при помощи губки и совочка.
 
Бумажные шарики и прищепки освоили, ребёнку понравилось,а вот с артикуляционной гимнастикой не очень, не хочет слушать, я не настаиваю пока.
Изменено: Голубева Ольга - 18 января 2014 17:32
Самая трудная вещь на свете — это думать своей собственной головой. Вот, наверное, почему так мало людей этим занимаются.

 
Упражнеия для развития общей моторики.
 
Интересные рассказы, побуждающие к речевой активности. Читаем вместе с мамой.
 
Развиваем малыша уже с пеленок.
Рассмотрим 5 развивающих игр для младенца.

Развивающие игры помогают научить младенцев и детей ясельного возраста навыкам речи даже раньше, чем они теоретически способны заговорить. Позитивное взаимодействие, активное общение с родителями, повторение знакомой игры развивают различные полезные навыки и умения у твоего малыша.

Итак, 5 развивающих игр для младенцев:

1. Игра для новорожденных, обучающая навыкам социального взаимодействия
Прячься от ребенка, прикрываясь одеялом и "внезапно" выглядывай из-под него сзади. Играй в эту игру так долго, пока это нравится твоему ребенку. Как говорят врачи, эта игра учит социальному взаимодействию, позволяет ребенку научиться распознавать внешние сигналы, развивает его способность выражать свои эмоции. Из нее твой ребенок также узнает о постоянстве предметов и научится осознавать, что они продолжают существовать, даже когда не видны нам.

2. Игра для ребенка 4-12 месяцев и старше. Формирование словарного запаса малыша путем использования вопроса — "где?"
Эта игра чем-то похожа на предыдущую, но, в то же время, обратна ей. Из-за одеяла или подушки скажи: "Где наш малыш?". Потом приподними одеяло и скажи: "Он здесь!" Повторяй это до тех пор, пока ребенок наслаждается игрой. Ты можешь варьировать ее, меняя тему, используя людей или объекты в доме, знакомые ребенку — мама, папа, мишка, брат и другие знакомые люди и его любимые игрушки. Разговаривай игриво, весело, нараспев, но при этом правильно выговаривая звуки — не "сюсюкай". Правильное произношение звуков в дальнейшем предотвратит проблемы с их выговариваем у ребенка, а неправильное — только спровоцирует.

3. Один год — пятнадцать месяцев и старше. Внедрение понятия "не"
Спрячь человека или игрушку за одеяло. На этот раз назови имя человека или название чего-либо, что ты не прячешь. Если ты прячешь плюшевого мишку, скажи: "Где папа?" Отогни одеяло и изобрази удивление. Скажи: "Нет! Это не папа! Это мишка!.
Эта игра развивает наблюдательность, обостряет способность визуального восприятия, учит понимать значение слов "где", "нет". Она также развивает у ребенка чувство юмора и поощряет его самого искать пути решения различных проблем.

4. Младенчество и старше – ежедневное расширение и закрепление словарного запаса ребенка
В эту игру можно играть возле дома, в магазине или на прогулке. Укажи на объект. Скажи: "Что это? Что это такое?". Произнеси название объекта: "Это цветок!" Примерно в возрасте 12-15 месяцев можно добавлять больше деталей, таких как название цвета, размера и любых других видимых деталей предмета.

Эта игра эффективно расширяет словарный запас благодаря созданию ярких визуальных воспоминаний о предметах и людях. Повторение полезно для памяти и создает основу для дальнейшего обучения твоего ребенка.

5. Десять месяцев и старше — наименование основных частей тела
Первыми игрушками младенцев являются их пальцы рук и ног. Воспользуйся их любопытством, называя части тела. Например, указывают на нос и говорят: "Это мой нос!" Сделай то же самое с носом малыша. Поскольку у твоего ребенка уже развита способность реагировать, он начнет тут же тянуться к твоему и своему собственному носу. В конце концов, он скажет слово, используемое в этой игре, и будет говорить его позже уже самостоятельно.

По мере того, как ребенок растет, ты можешь добавлять все новые детали: зеленые глаза, рыжие волосы, и т.д.

Помни главное — при играх с младенцами важно создавать веселую, добрую атмосферу. Обнимай ребенка, улыбайся и смейся вместе с ним, повторяй слова ритмично, нараспев, и выговаривай их четко, ясно, правильно.
 
СТИМУЛЯЦИЯ РЕЧИ от 1 года до 2-х, 2,5 лет.

ШАГ1. Внесение смысла в лепет: если ребенок говорит «мама» - положительная реакция мамы (мама, папа, баба, дррр(машина) аааа (спать) бах(упал) -

ШАГ 2. Стимуляция использования первых 5-7 слов. Задавайте вопросы: "Кто пришел, кто это, позови маму". Сами используйте лепетные слова и звукоподражания наряду с полными словами "Как Ваня упал? Бах!" Ориентировочный возраст - с года до полутора лет

Шаг 3. Наблюдая за за игрой ребенка, запишите его "речевую продукцию"
1. Имеющиеся слова (любые звуки, слоги и звукоподражания, несущие смысл)
2. Имеющиеся лепетухи ( различные звуки и слоги, не несущие смысла)

Проделайте анализ артикуляционных возможностей ребенка, например ребенок в словах и лепетухах использует следующие буквы и слоги.:
МА, па, ба, ааа да-да-да, ва-ва-ва, ка-ка, у, га-га

Шаг 4. Составление предположительного словаря с использованием лепетных слов
Слово звукоподражание
Барабан - бам-бам-бам
Упал - бах, бабах
Качаться, качели - кач-кач
Дождик - кап-кап
Гусь - га-га-га
Лягушка - ква-ква
Дай, дать? - дай
Собака - ав-ав
Ворона - кар-кар
Спать - а-а-а, бай-бай
Возможно ваш ребенок будет почти одинаково называть дождик, ворону и качели (ка-ка), но это будет три слова. И если вы прислушаетесь, то говорить малыш их будет по-разному.

!!! Шаг 3 и 4 - приблизительно в полтора года

ШАГ 5 Появление слов взрослого лексикона:
Бабака (собака)
Титики (часики)
Моти (смотри)
Появление галофразы, например, ребенок говорит «папа» в ответ на предъявление молотка, что означает «папа стучал этим молотком»
Появление двухсловных конструкций: яя бах (Ляля упала)

!!! Приблизительный возраст начала этого этапа - 1 год 8 месяцев.

Для появления слов взрослого лексикона предлагаем поиграть в игру «Повторялки»*
Все дети разные. Одни слышат, как говорят родители и повторяют как могут, то есть у них как бы есть умение упрощать слово и произносить его. Например, слышит "Большая", говорит "аяя" и все довольны, вместо слова "трактор", говорит "такта", или "тата" и опять это хорошо. Это уже взрослые слова, ребенок говорит их неправильно, но это допустимо для этого возраста.
Есть дети, которые думают так:
" Я не умею говорить "большая", и не буду говорить, я отрицательно покачаю головой, если меня об этом попросят или попрошу сказать взрослого, используя указательный жест и вопросительную интонацию".
Что делать? Мы не можем попросить "скажи "аяя", предлагая пример искаженной речи. Звукоподражания говорить взрослый может (ко-ко, га-га-га), а искаженные слова нет. Поэтому можно попробовать играть в повторялки со слогами (смотри http://vk.com/topic-18789542_27916894 - чистоговрки). Они ничего не значат. Просто веселая игра. Но ребенок учится повторять осознанно (!) разные сочетания звуков и слогов. Кроме того, что это развивает слуховое внимание и расширяет произносительные возможности, это помогает ребенку сказать "кусочек взрослого слова.

ПРАВИЛА:
• Всегда начинайте с одного и того же: Например, со звука «А». Это позволит ребенку настроиться на игру, а также сказать вам о том, что он хочет поиграть в повторялки. Малышу достаточно подойти к вам и сказать «а!»
• Говорите только те звуки и слоги, которые есть в репертуаре ребенка
• Используйте один-три повторяющихся слога (это среднее количество слогов в словах русского языка. Например, па, папа, папапа).
• Если ребенок произносит не те слоги, например, вместо «га-га», говорит «па-па» не поправляйте его, не говорите «нет», просто еще раз повторите «Га-га»
• Когда ребенок будет легко повторять за вами цепочки одинаковых слогов, начинайте учить его переключаться с одного слога на другой: па-пу (смена гласного) па-та (смена согласного)
• Если и здесь вы достигли успехов, можно предложить простые слова, состоящие из слогов, хорошо произносимых ребенком: пока, иди, нога, кукла (ребенок скажет «кука»), трава (тава). Всегда говорите слова правильно, но принимайте любое произнесение слов ребенком.
• Постепенно расширяйте репертуар ребенка, предлагая ему слоги, которые он пока еще не начал сам произносить. Делайте это в таком порядке:
1. Знакомый слог
2. Новый слог
3. Новый слог (тот же)
4. Знакомый слог
5. Знакомый слог.

Знакомые слоги могут быть разными, важно, что ребенок легко повторяет их.
* Часто бывает так, что ребенок повторяя какое- либо слово/звук/слог спонтанно, на высоте эмоционального подъема не может повторить его по просьбе взрослого. Это значит, что произвольного повторения еще нет и нужно создавать эмоционально насыщенные ситуации, когда у ребенка слово "вылетит" непроизвольно. Со временем ребенок научится повторять по вашей просьбе, то есть произвольно.
 
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ

► Учим куклу говорить

Возраст: от 10 месяцев до 3 лет

ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ:
• Развиваем активную речь

КАК МЫ ЭТО ДЕЛАЕМ:
Возьмите большую куклу. Посадите ее себе на руки. Ребенок пусть сядет напротив вас.
Скажите вашему малышу, что он будет учить куклу говорить.
Попросите его сказать кукле: «Уа», «Ляля», «Мама», «Баба», «Папа», «Агу».
Следите за тем, чтобы малыш обращался именно к кукле. Двигайте головой куклы, как бы соглашаясь.
Говорите тоненьким голосом за куклу, повторяя звуки, которые произносит маленький учитель.

ПОЧЕМУ МЫ ЭТО ДЕЛАЕМ:
До определенного момента ребенок в этой игре будет произносить слова, подражая взрослому. Только после 1,5 лет он сможет принять правила игры в полной мере, то есть разговаривать с куклой. Тогда роль учителя ребенку безусловно понравится, и он охотно будет выступать инициатором «обучения».

► Ежик – потеряшка

Возраст: от 1 года до 2 лет

ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ:
• Развиваем мелкую моторику
• Тренируем пинцетный захват

КАК МЫ ЭТО ДЕЛАЕМ:
Вырежьте из белого или цветного картона силуэт ежика без иголок. Нарисуйте ему глазки и носик.
Скажите малышу: «Ах, какой ежик! Потерял все свои иголочки!»
Попросите малыша помочь ежику и нацепить иголочки на место. Принесите 6 – 10 разноцветных прищепок. Покажите ребенку, что нужно сделать, чтобы прищепки раскрылись.
Помогите малышу прицепить прищепки на спинку ежику.
Покажите, какой красивый, сказочный ежик у вас получился.

ПОЧЕМУ МЫ ЭТО ДЕЛАЕМ:
Для использования прищепок малышу приходится действовать большим и указательным пальцами (пинцетный захват). Моторика пальцев в дошкольном возрасте теснейшим образом связана с речевым развитием, а пинцетный захват, безусловно, поможет ребенку с большей легкостью освоить навыки рисования и письма.

► Покажи да расскажи!

Возраст: от 1,5 до 3 лет

ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ:
• Расширяем словарный запас
• Развиваем коммуникативную функцию речи

КАК МЫ ЭТО ДЕЛАЕМ:
Посадите перед малышом несколько его любимых игрушек. Попросите показать, где сидит кукла Катя, где мишка Тимка, где лисенок Рыжик.
Возьмите в руки куклу и расскажите про нее:
«Эта кукла Катя. У Кати красивое белое платье и розовые туфельки. Катя любит играть. У Кати есть много друзей!»
Дайте малышу мишку. Пусть он попробует рассказать про игрушку. Сначала это будет очень короткий рассказ. Помогайте малышу.
Возможно, в дальнейшем, малыш будет придумывать истории или сказки, где главными героями будут его игрушки.

ПОЧЕМУ МЫ ЭТО ДЕЛАЕМ:
Первые слова, которые осваивает ребенок, используются им для сообщения родителям о своих нуждах, побуждения к каким-либо действиям, сопровождения действий. Повествовать, рассказывать, описывать что-либо еще предстоит научиться. В нашей игре мы даем ребенку модель повествования, учим выстраивать сообщение, передавать информацию об окружающих предметах.

► Мы поэты

Возраст: от 2 до 5 лет

ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ:
• Развиваем фонематический слух
• Развиваем словесно-логическую память

КАК МЫ ЭТО ДЕЛАЕМ:
По дороге в детский сад или в транспорте сочиняйте с малышом стишки из двух строчек.
Сначала придумывайте двустишие целиком сами, только не договаривайте последнее слово, пусть его скажет ребенок. Например:

Дождик капает с утра,
Значит, нам домой (пора)!

Детский сад идет гулять,
Будут весело (играть!)

Вот машина, вот мой дом!
Вот мы с мамочкой (идем!).

Потом можете поменяться ролями. Пусть теперь он начинает любую фразу, а вы придумываете продолжение.
После 3 лет ребенок уже сможет сам придумать целиком вторую строчку стишка. Не поправляйте его, если рифма или ритм будут нарушены. Постепенно вы заметите, как стишки малыша будут все более интересными!

ПОЧЕМУ МЫ ЭТО ДЕЛАЕМ:
Надо отметить, что сложение стихов очень увлекательный творческий процесс. Детям в возрасте от 2 до 5 нравится создавать новые слова и словесные конструкции, в словотворчестве активно происходит освоение родного языка.
Чтобы правильно зарифмовать окончание двустишия, ребенку необходимо удерживать в памяти все уже прозвучавшие слова и смысл фразы – то есть активно использовать свою словесно-логическую память.
При сочинении рифмы важно соблюсти стихотворный размер, звуковую согласованность окончаний – это отличный тренинг для фонематического слуха.
• Развиваем концентрацию внимания и фонематический слух

КАК МЫ ЭТО ДЕЛАЕМ:
Скажите малышу, что вы знаете волшебные слова, которые начинаются на букву «М»: мама, мир, молоко, машина, мороженое, мы, малыш, мишка.
Теперь попросите ребенка внимательно выслушать один интересный рассказ. Но с одним условием: когда он услышит волшебное слово на букву «М», пусть хлопнет в ладошки.
Начинайте рассказ: «Жила на свете добрая мама. У нее был прелестный малыш. Он очень любил мороженое. Мы видели малыша, он катал машину. На машине сидел мишка».
Если ребенок не хлопнул в нужный момент, повторите предложение, выделяя нужное слово голосом.
 
Миф: взаимосвязь мелкой моторики и речевого развития – находка недавнего времени.

Реальность: пальчиковые игры и тактильные развивающие занятия, связанные с мелкой моторикой, известны с глубокой древности.

Еще во II веке до нашей эры медики Китая знали о влиянии действия рук на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и массаж пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга.
 
Дидактические упражнения для развития речи. Пополняем словарный запас детей!

1. "Назови ласково"
Белка – белочка.
Лиса – лисичка.
Заяц – зайчишка, зайчонок.
Белка – бельчонок.
Медведь – медвежонок.
Волк – волчонок.

2. "Сосчитай до пяти"
Один заяц, два зайца, три зайца, четыре зайца, пять зайцев.
Одна лиса, … ,пять лис.
Один волк, …,пять волков.
Один медведь, … ,пять медведей.
Одна белка, …, пять белок.

3. "Чей? Чья? Чье? Чьи?"
Хвост лисы — лисий хвост.
Лапа медведя — медвежья лапа.
Зубы волка — волчьи зубы.
Иголки ежа — ежиные иголки.

След чей?- лисий, волчий, медвежий, заячий, беличий.
Уши чьи?- лисьи, волчьи, медвежьи, заячьи, беличьи.
Голова чья?- лисья, волчья, медвежья, заячья, беличья.

4. "Подбери определения" :
Волк (какой?) – серый, зубастый, страшный, …
Медведь (какой?) – бурый, косолапый, неуклюжий, …
Лиса (какая?) – хитрая, пушистая, рыжая, …
Ёж (какой?) – колючий, маленький, …
Заяц (какой?) – длинноухий, пугливый, трусливый, маленький,

5. "Кто где живёт?"
В берлоге живёт (кто?) – медведь.
В норе живёт (кто?) – лиса.
В логове живёт (кто?) – волк.
В норке живёт (кто?) – ёжик.
В дупле живёт (кто?) – белка.

6. "Сравни животных с людьми".
У человека — рот, а у животных – пасть.
У человека — лицо, а у животных – морда.
У человека — зубы, а у животных – клыки.
У человека — живот, а у животных – брюхо.
У человека — ногти, а у животных – когти.
У человека — руки, а у животных – лапы.
 
20 СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ ОТ ЛОГОПЕДА:

Совет №1 — НАЧНЕМ С ВАС
Речь не возникает сама по себе, ей необходимо учиться, и возможно это только в процессе общения. Даже если вы молчаливы от природы – все равно говорите с ребенком. Ребенок легче понимает обращенную речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами.

Совет №2 — ВСТРЕЧА ВЗГЛЯДОВ
Озвучивайте любую ситуацию – но только если вы видите, что ребенок слышит и видит вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Это особенно важно, если ваш ребенок чрезмерно активный, постоянно двигается.
Если ваш малыш еще только лепечет или говорит мало слов, старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию.

Совет №3 — ГОВОРИТЕ ЧЕТКО
Говорите просто, четко, внятно проговаривая каждое слово, фразу. Дети очень чутки к интонации — поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, произносите как можно более выразительно.

Совет №4 — ТО ЖЕ, НО ПО-РАЗНОМУ
Повторяйте много раз одно и то же слово, фразу (меняя порядок слов). Чтобы ребенок усвоил новое слово, употребляйте его не единожды и в разных контекстах.

Совет №5 — НЕ ПЕРЕУСЕРДСТВУЙТЕ
Не употребляйте слишком длинных фраз. Не перегружайте ребенка, предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов.

Совет №6 — ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ — ЗАЛОГ УСПЕХА
Произносите новое слово в эмоционально благоприятной ситуации. Психологи заметили: в таких условиях ребенок обучается в десять раз лучше.

Совет №7 — ВСЕ ЧУВСТВА В СОЮЗЕ С РЕЧЬЮ
Важно, чтобы ребенок имел возможность видеть, трогать, нюхать, то есть изучать предмет разными способами. Если увидите, что ребенок взял предмет, сразу же назовите его несколько раз – четко и выразительно.

Совет №8 — В ОСНОВЕ РЕЧИ — СТРЕМЛЕНИЕ К ОБЩЕНИЮ
Всегда одобряйте желание ребенка вступить с вами в контакт. Поддерживайте его стремление общаться!

Совет №9 — СТРЕМИМСЯ К РАЗНООБРАЗИЮ
Если лепет малыша однообразен, старайтесь обогатить его, предлагая цепочку слов с другими согласными и гласными (дя-дя-дя, ма-ма-ма, ка-ко-ку).

Совет №10 — УВАЖАЙТЕ ПОПЫТКИ РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ
Речь развивается на основе подражания и самоподражания. Когда ребенок говорит один или вместе с вами, выключайте громкую музыку, телевизор и старайтесь дать ему возможность слышать себя и вас. Не сюсюкайте с ребенком, ведь вы не хотите потом переучивать его общаться нормально.

Совет №11 — УЧИТЕ В ИГРЕ
Создавайте такие ситуации в игре, где ребенку понадобится звукоподражание. Побуждаете вы, а не ситуация.

Совет №12 — НЕ ПРЕДУПРЕЖДАЙТЕ ЖЕЛАНИЙ РЕБЕНКА
Родители пытаются угадать желания своего ребенка. У малыша не возникает необходимости произносить что-либо. Есть опасность задержать ребенка на стадии жестового общения.

Совет №13 — РАСШИРЯЙТЕ СЛОВАРЬ
Ребенок владеет словом на двух уровнях:
понимает его – пассивный словарь,
говорит – активный.
Если вы пополняете ресурс понимания, это обязательно приведет к лексическому взрыву.

Совет №14 — ВЕДИТЕ ДНЕВНИК
Фиксируйте его речевые достижения, записывайте, сколько слов он понимает, какие произносит.

Совет №15 — РАЗВИВАЙТЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ ЗВУК
Побуждайте различать близкие звуки, слова, отличающиеся 1 звуком (крыса-крыша).

Совет №16 — НЕ ПРЕНЕБРЕГАЙТЕ ЗВУКОПОДРАЖАНИЕМ
Используйте слова типа «бух», «ням-ням», «ав-ав». Создайте основу для полноценной речи.

Совет №17 — ЧИТАЙТЕ …
Читайте короткие сказки, стихи по несколько раз – дети лучше воспринимают тексты, которые они уже слышали.

Совет №18 — ПАЛЬЧИКИ НА ПОМОЩЬ РЕЧИ
Развивайте мелкую моторику – точные движения пальцев руки. Она тесно связана с развитием речи.

Совет №19 — БУДЬТЕ ТЕРПЕЛИВЫ, СНИСХОДИТЕЛЬНЫ И … ОСТОРОЖНЫ
Если ребенок неверно произносит звуки, не смейтесь, не повторяйте неправильное произношение. Побуждайте ребенка послушать правильное произнесение и попытаться его повторить.

Совет №20 — ТОЛЬКО ВЫ!
Помните: только вы способны помочь ребенку развиваться гармонично. Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего малыша.
 
Пальчиковые игры для малышей 1-3 лет
Самая трудная вещь на свете — это думать своей собственной головой. Вот, наверное, почему так мало людей этим занимаются.

 
Цитата
Ольга Голубева пишет:
Пальчиковые игры для малышей 1-3 лет
эти игры мы очень любим) тоже играем
 

Страницы: 1 2 След.
Читают тему (гостей: 1)

  Форум для беременных 2024

на андроид

на apple