В возрасте от трех до шести лет детей начинают занимать важнейшие вопросы человеческого существования: вопросы жизни, любви и смерти. Парадоксально, но, похоже, дети задаются подобными вопросами значительно чаще, чем мы, взрослые, в нашей обыденной жизни. Любовь и смерть – это то, что всерьез волнует сейчас маленьких философов, и обсуждения столь серьезных тем родителям не избежать. Наверняка, некоторые вопросы смутят многих или покажутся чересчур откровенными, но важно понимать, что именно сейчас закладываются основы миропонимания ребенка и ответы на интересующие вопросы действительно значимы для него. Сталкиваясь с какими-либо событиями, связанными с рождением, любовными переживаниями, болезнями, смертью, ребенок испытывает смятение, не находя объяснений тому, что происходит с ним и его близкими. Ему важно знать, что родители разбираются в этом, и способны разумно и просто ответить на тревожащие его вопросы. Давайте разберемся как отвечать на сложные жизненные вопросы. Мне очень нравится следующее мнение по поводу ответов на детские вопросы: Есть такое понятие, как «ранняя пробужденность,» и оно относится к ситуации, когда ребенок слишком рано погружается в реальные факты, обнажаясь перед таким огромным, разнообразным и не всегда добрым внешним миром, неуспев насытиться блаженной мечтательностью детства. Детство это единственная пора, когда мы можем позволить себе неподдельно верить в чудеса — в то, что луна висит на ниточке, а в лесу по ночам на полянке танцуют гномы. Мир вокруг детей полон удивительных открытий, которые они должны сделать сами, через созерцательность и наблюдения. Пригоршня желудей может занять ребенка на час самостоятельной, тихой, вдумчивой игры, если рядом мне окажется доброжелатель, который тут же попросит их рассортировать, посчитать и наклеить им усы, а потом еще добавит вагон и маленькую тележку фактов, о том почему желуди падают на землю, и что у них внутри. Когда совсем маленькие дети задают вопросы, чаще всего они совершенно не ищут конкретных научных фактов, которыми мы, обычно, рады их снабдить, они ждут такого же удивления и восхищения тем или иным явлением, какое чувствуют сами, и только… Во слишком рано «пробужденных» детях нередко довольно рано начинает наблюдаться некая меланхолия и скептицизм. Поэтому сложней всего не увлечься и не начать бомбаридровать ребенка фактами на его вопросы о мире, и жизни, и Боге. А факты… факты не убегут, вся жизнь впереди чтобы их узнать. Нередко встречаются почемучки, которые знают как устроена солнечная система, но не знают, где встает луна, они знают как работает марсианский вездеход, но не имеют понятия, как далают масло или сыр, которые они каждый день едят на завтрак, они знают все группы продуктов питания необходимые для оптимального функционирования тела человека, но не знают, как растет цветная капуста или как выглядит живой помидор. Слишком много правды слишком рано, дает очень много поверхностных знаний, лишая ребенка возможности понаблюдать и сделать выводы самому, а также понять суть процесса, а не просто заучить факты и принять их не веру. Ну, и конечно, сколько фантазий и выдумок теряется по пути. Сегодня модно говорить с детьми, как со взрослыми, но правда в том, что дети они дети, и никак не взрослые, и говорить с ними — до поры до времени — надо на их языке, языке удивления и радости самостоятельного познания. На многие вопросы дать ответ способна только жизнь, но только если в первые семь лет своей жизни ребенок научился задавать правильные вопросы, а так же слышать ответы не только разумом, но и сердцем.
Вопрос: Почему мне нельзя спать с вами? Возможный ответ: Потому что спальня – это комната, отведенная для родителей. Объясните ребенку, что днем вы с удовольствием проводите с ним время. Но после того, как он лег спать, вам нужно побыть одним. Конечно, такой ответ не порадует вашего малыша. И то, что вы без него хорошо проводите время, не утешит его, а скорее вызовет раздражение. Но ему придется примириться с таким положением вещей, это один из этапов взросления, и его нужно пройти. Объясните ребенку, что каждому человеку важно уметь проводить какое–то время в одиночестве, и что однажды это перестанет его огорчать. Старайтесь не позволять ребенку без необходимости нарушать ваше уединение: ему нужно научиться отпускать вас.
Возможный ответ: Ребенку будет легче вас понять, если, рассказывая о том, как появляются дети, вы будете показывать ему соответствующие картинки. Существует множество книг на эту тему, они хорошо иллюстрированы и предназначены специально для самых маленьких детей. Обратите его внимание на то, что природа разумно все предусмотрела. С тех пор, как на земле появились люди, все они рождаются одним и тем же способом, и так будет всегда. Не стоит рассказывать невероятные и страшные истории о родах (например, «живот разрезают, как серому волку из « Красной Шапочки»). Ребенка не слишком интересует, «как вообще бывает»: он хочет знать, как появился на свет именно он. Расскажите ему как он на самом деле появился на свет. Как он торопился, выбираясь наружу, или наоборот, никуда не спешил. Как он закричал в первый раз, какой он был маленький и какой чудесный. Как вы впервые взяли его на руки и приложили к груди. Как вы были счастливы – и вы, и его папа.
Дозируйте информацию. Если вы снимали роды на видеопленку, еще рано показывать ему этот фильм! Излишне натуралистичная сцена родов только напугает малыша. Позже он сам выберет подходящий момент для того, чтобы сверить свои представления с реальностью. А пока достаточно показать ему красивые фотографии, на которых видно, как много радости его рождение принесло родителям – ребенку это важно знать.
Вопрос: Когда я вырасту, я тоже буду мамой (или папой)?
Возможный ответ: Да, если захочешь. Объясните ребенку, что в его организме уже есть все необходимое для того, чтобы позже стать папой или мамой. Поэтому он сможет завести детей, вместе с тем или той, кто захочет этого так же как он. Он сам будет решать, хочет ли иметь ребенка – как в свое время это решили вы.
Возможный ответ: Да, как и все люди. Мы растем, взрослеем и старимся. Каждый проходит через все жизненные этапы. В один прекрасный день нам столько же, сколько нашим родителям; затем столько, сколько было бабушке и дедушке. Но это происходит постепенно: детство, юность, зрелость и старость сменяют друг друга и он не пропустит ни одного этапа. Если он спросит вас о том, что будет после старости, не бойтесь сказать ему, что по окончании жизненного цикла человек умирает, и он тоже умрет. Возможно, что именно это ваш ребенок и хочет узнать.
Большинству родителей тяжело говорить об этом со своими детьми. Мы бы предпочли, чтобы ребенок как можно позже задумался о конечности жизни. Но для ребенка совершенно естественно интересоваться столь важными вещами, о существовании которых он раньше и не догадывался. Некоторые дети задают этот вопрос, если не стало кого-то из близких. Некоторые, таким образом, выражают свою тревогу за родителей. Все дети надеются на то, что родители всегда будут рядом. Кроме того, каждый ребенок уже немного знаком со смертью: раздавленный жук на дорожке, опадающие листья. Понемногу он начнет видеть сходство между увяданием природы и старением человека. Если вы ясно и спокойно скажете, что смерть неизбежна, ребенку будет легче с этим смириться. Напротив, если вы будете избегать этой темы, он, скорее всего, начнет беспокоиться. Люди умирают, когда их жизнь заканчивается. Его жизнь только начинается. Лучше избежать витиеватого объяснения, что умереть - это «уснуть вечным сном». Такая формулировка может встревожить ребенка и лишить его сна. Как тут уснешь, если можно не проснуться!
Вопрос: Когда умирают, это навсегда? Возможный ответ: Малыши готовы верить в то, что умерший человек может ожить. Они совершенно не удивляются, когда чудесным образом возрождается главный герой мультика. Да и сами они сотни раз «убивали» друг друга, играя в «войнушку», а затем вставали на ноги. В реальной жизни смерть необратима, мы больше не увидим человека, который от нас ушел. Теперь этот человек будет жить только в нашей памяти, в нашем сердце.
Вопрос: Вы умрете раньше меня? Возможный ответ: Конечно, ваш ребенок боится потерять вас, вашу любовь, ему трудно представить, что когда–нибудь он сможет обходиться без вас. Вам придется сказать ему, что скорее всего именно так и будет, и это нормально: люди более старшего возраста умирают раньше молодых. А вы-то уж точно старше его – ведь вы его родители. Но это случится еще не скоро! Вы еще не достигли конца вашей жизни, и надеетесь провести еще много радостных дней, месяцев и лет в его обществе.
Вопрос: Что случается с человеком после смерти? Возможный ответ:
Обычно этот метафизический вопрос возникает позже всех остальных. Ребенок составил себе представление о жизненном цикле человека, и теперь заинтересовался вопросом, на который мы не можем дать «научный» ответ. Объясните разницу между телом и душой. О том, что происходит с телом, нужно честно рассказать: его зарывают в землю или сжигают (перед тем как умереть, человек сам решает, как его будут хоронить). Что касается души, лучше чтобы ваши объяснения были связаны с верованиями, которых придерживаются в вашей семье. Когда ребенок вырастет, он сможет сформировать собственное мнение о загробной жизни или ее отсутствии. А пока ему важно знать, что вы имеете об этом некоторое представление и готовы с ним поделиться. Кроме того, подчеркните, что как бы то ни было, после смерти человек остается жить в памяти и сердцах людей, которые его помнят.
Утверждение: Когда я вырасту, я женюсь на маме (выйду замуж за папу)!
Возможные объяснения: Большинство детей в возрасте от трех до шести лет делают подобное заявление одному из родителей. Такое убеждение может возникнуть у ребенка в процессе проживания эдиповой ситуации. В этот период ребенок, как правило, испытывает влечение к родителю противоположного пола, в то же время чувствуя враждебность по отношению к родителю своего пола, которого воспринимает как соперника. Ответ здесь должен быть однозначным: нет. Исключите всякую двусмысленность: для нормального эмоционального развития Вашего ребенка необходимо, чтобы он примирился с реальным положением дел. Скажите ему, что Вы его очень любите, и знаете, как он любит Вас, но жениться на маме или выйти замуж за папу он (она) не может. Это запрещено во всех странах мира. Нельзя выйти замуж за брата или дядю, жениться на сестре или тете и т.д. Но не стоит вдаваться в подробности, вряд ли Ваше чадо заинтересуют рассуждения о дурной наследственности в кровосмесительных браках. Поскольку сейчас его волнует возможность безраздельного владения родителем противоположного пола. Объясните ребенку, что его мама и папа из разных семей, не связанных родственными узами, покажите фотографии бабушек и дедушек. Скажите ребенку, что, повзрослев, он тоже встретит кого-то, с кем сможет создать семью и завести детей. У него будет огромный, практически неограниченный выбор. Вряд ли этот оптимистичный вывод утешит Вашего ребенка – но по крайней мере, Вы затронете важную тему, о которой он сможет подумать позже.
Отличная темка! ООООчень пригодится))))) для нас актуален раздельный сон.... пока не можем к этому прийти. Вспоминая свою историю, понимаю: есть, в кого)))) для меня отдельную комнату выделили довольно поздно (квартира не позволяла), истерик было много
Вопрос: Два мальчика (или две девочки) могут пожениться? Возможный ответ: Если Ваш сын объявляет, что хочет «жениться» на своем друге (или же Ваша дочь собирается « выйти замуж » за подружку) – это не означает, что речь идет о гомосексуальности. Скорее всего, решение пожениться возникло из глубокой дружеской привязанности. А женитьба может означать для детей возможность быть вместе и никогда не расставаться. Объясните ребенку, что друзьям не нужно связывать себя узами брака, и что дружеские отношения не менее крепкие.
N@ti пишет: Отличная темка! ООООчень пригодится))))) для нас актуален раздельный сон.... пока не можем к этому прийти. Вспоминая свою историю, понимаю: есть, в кого)))) для меня отдельную комнату выделили довольно поздно (квартира не позволяла), истерик было много
В данном случае можно попытаться объяснить малышу, что он уже «взрослый», что у него теперь есть своя комната, что такая привилегия есть далеко не у каждого ребенка и у вас в детстве такой возможности не было. Расскажите о том, как вы мечтали об отдельной комнате и о собственной кроватке. Дети любят такие истории! Заранее позаботьтесь о том, чтобы в спальне все вызывало исключительно положительные эмоции у ребенка. Можно даже совместно с ребенком приобрести красочный ночник, выбрать постельное белье, а может даже подобрать кровать в виде красивой машины (для мальчика) или волшебного ложа принцессы (для девочки). Само переселение в детскую комнату можно сопроводить праздником.
Вопрос: Откуда берутся дети? Возможный ответ: Родители прогрессивных семей объясняют своим детям примерно так: «У папы – семечко, у мамы – ядрышко. Они встретились, через 9 месяцев появился ты». Подобный метод объяснения не приветствуют многие родители. Реальность такова, что общество становится более открытым в половых вопросах – за прогрессивными семьями будущее. Акцент при объяснении делать нужно на то, что лишь от искренней любви получаются детки, что родители их ждут и очень любят. Чуть позже, когда ребенок уже переосмыслит рассказ, у него могут возникнуть дополнительные вопросы. Например, как семечко попало в мамин живот. Тогда родители могут сказать, что у мамы в животике есть такое отверстие, через которое семечко и попадает внутрь, потом мама его кормит, оно растет, а когда ребенку уже тесно – отверстие становится шире и малыш рождается. Лучше не упоминать о том, что роды – это больно ли вообще рассказывать в подробностях, особенно девочкам.В будущем это может сыграть не очень положительно на ее отношение к рождению ребенка, вплоть до того, что женщина просто не захочет беременеть. Ребенку школьного возраста рассказывать историю о появлении на свет детей в виде сказки неправильно. Следует подчеркнуть, что дети рождаются только после того, как мужчина и женщина поженятся.
Вопрос: Что такое деньги? Возможный ответ: Плата за труд. Родители работают и зарабатывают денежки, которые позволяют делать покупки. В 3-4 года можно позволить ребенку приобрести что-либо самому, а в 5 выделить энную сумму на самостоятельные покупки. Отлично, если дети видят, как зарплата раскладывается на стопки – квартира, продукты, одежда и самая маленькая стопка – на удовольствия. Нет смысла постоянно рассказывать о деньгах и о том, как тяжело их зарабатывать. Дети лучше воспринимают, когда чувствуют и видят. Чтобы ребенок знал цену каждой копейке, хорошо обратить внимание на человека, который делает тяжелую работу. "Смотри, наш дворник каждый день убирает подъезд и двор и получает за это 6000 рублей. Как раз столько стоит небольшой конструктор "Лего" и игрушечная железная дорога.
Вопрос: Почему взрослые что-то пьют из красивых бокалов, а мне не разрешают? Возможный ответ:
Расскажите, что бывают взрослые напитки, а бывают детские. «Когда я был маленький, я пил детские. А теперь пью взрослые. Но тебе я их пробовать не советую. Они рассчитаны на взрослый организм. Когда подрастешь, можешь их попробовать. Но они тебе могут не понравиться». Это дает ребенку выбор, а не прямой запрет.
Вопрос: Где мой папа? (Если ты воспитываешь ребенка без мужа.) Возможный ответ:
Скажи, что раньше вы любили друг друга и жили как муж и жена. Но потом вам стало трудно жить вместе и вы решили расстаться.Вы всегда любили и будете любить его, вашего ребенка, ведь вы навсегда останетесь его мамой и папой. А если папа не видится с сыном или дочкой, скажи, что просто у него так сложилась жизнь, он уехал... В любом случае малыш не должен слышать от мамы «тебя бросили», «не любят». Помни, что отношения взрослых не касаются ребенка, а вот на формирование самооценки детские чувства влияют очень сильно.
Начиная разговор о войне, попробуйте спросить у своего ребенка, как он думает, что такое «война».В разговоре с совсем маленькими детьми не рекомендуется рассказывать обо всех ужасах, лучше сконцентрировать свое внимание на основных понятиях о войне, не вдаваясь в подробности. Расскажите ребенку о том, что война —неизбежное событие на протяжении всей истории человечества. Причины для начала войны могут быть разными. Одни нападают, другим приходится защищаться, но при этом страдают все.Ребенок может задать вопрос: «Кто и почему нападает, а другие защищаются?». Здесь хорошо бы почитать сказку и на примере сказочных героев рассказать о войне.Самое ценное, что могут сделать родители, это донести до сознания ребенка, что мир лучше любой войны.
Лучше начать свой рассказ с того, что религий много. Можно подобрать хорошую литературу на эту тему. В книге «История государства Российского» очень хорошо описано, почему была выбрана именно православная вера. Но независимо от вашей веры или полного атеизма, необходимо объяснить ребенку, что нет плохих или хороших религий. Когда малыш станет постарше, достигнет возраста лет пяти-шести, можно уже начать ему рассказывать о разных религиях. Можно брать ребенка с собой в церковь. Там он сможет визуально запомнить все вами сказанное.
Рассказывать ребенку о Боге стоит аккуратно, не навязывая ничего. Помнится мне, что К.И. Чуковский писал, что если скажешь ребенку, что Бог всемогущий, то ребенок попросит тут же подарить ему мешок конфет. А если мешок не упадет с неба, то ребенок, якобы, может и разувериться. Конечно, тут Чуковский немного утрировал, но при этом стоит понимать, что ребенок воспринимает все буквально.
Вере в Бога нельзя научить, как учат химии или алгебре. Но привить веру, либо просто раскрыть ребенку понятие религии, можно, и даже нужно. Стоит помнить, что малыш начинает верить в Бога лишь потому, что в него верит мама, папа. Именно на этом изначально основывается собственная вера малыша. А уже позже из этой веры берет начало его собственная духовная жизнь.
Ребенок, познав религию в целом, сможет разделять добро и зло, испытывать чувство раскаяния и сожаления. Он сможет обратиться к Богу за помощью в сложную для него минуту. На вопрос: "Где бог?" Можно ответить: "Везде: и в тебе, и во мне, и в каждой травинке, и даже в космосе".