Искусственное вскармливание — способ вскармливания грудных детей без женского молока, только одними искусственными молочными смесями или молоком нек-рых животных. Искусственное вскармливание не может считаться вполне физиологичным. Молоко животных не имеет ценных биологических свойств молока матери; оно требует от организма ребенка большей затраты энергии и большей напряженности процессов жел.-киш. переваривания и межуточного обмена. Здоровые доношенные дети в возрасте после 3—4 мес. легко приспосабливаются к искусственному вскармливанию и вполне удовлетворительно развиваются, если оно проводится правильно. Дети первых 6—8 нед. жизни, дети слабые от рождения, недоношенные, с различными диатезами, дистрофией и другими заболеваниями далеко не всегда удовлетворительно развиваются на искусственном вскармливании.
Нежелательно назначать искусственное вскармливание новорожденным детям с первых дней их жизни.
Для искусственного вскармливания обычно употребляются смеси, приготовленные из коровьего молока: молочные смеси, цельное молоко, кефир и разведения кефира, мацони, ионитное молоко, смесь Сперанского (для новорожденных), смесь «Малютка» (до 1 —2 мес.) и смесь «Малыш» (с 1—2 мес.). У нек-рых народов для питания детей используют молоко, состав к-рого еще больше, чем коровье, отличается от женского (см. таблицу 2). Козье молоко перед коровьим никаких преимуществ не имеет.
[CENTER]Таблица 2. Состав женского молока (по Р. Б. Давидову) и молока различных животных (по Г. С. Инихову) в %[/CENTER] | ||||||
Виды молока | Вода | Белки | Казеин в % от общего белка | Жир | Молочный сахар | Зола |
Женское | 88,2 | 1,06 | 27 | 3,32 | 7,26 | 0,31 |
Коровье | 87,3 | 3,4 | 80 | 3,90 | 4,65 | 0,71 |
Козье | 86,1 | 4,1 | 76 | 4,4 | 4,4 | 0,8 |
Буйволиное | 82,4 | 4,1 | 80 | 7,7 | 4,8 | 0,72 |
Ослиное | 91,1 | 1 ,85 | 62 | 1,37 | 6,19 | 0,47 |
Лечебные смеси (пахтанье, белковое молоко, смеси Моро и др.) назначают лишь по специальным показаниям. При искусственном питании ребенок должен получать белок в несколько большем количестве, но не превышающем 4—4,5 г на 1 кг веса; за счет белка должно покрываться ок. 12% калорий, получаемых ребенком. Количество жира на 1 кг веса остается приблизительно таким же, как при естественном и смешанном вскармливании. Соотношение между белками, жирами и углеводами приблизительно 1 : 1,5 (2) : 3,5 (4). Число калорий на 5—10% выше, чем при естественном вскармливании. Число кормлений — от 7 до 5, в зависимости от возраста ребенка; желательно раньше переводить детей на 5 кормлений, т. к. искусственные смеси дольше задерживаются в желудке ребенка.
Легче всего приготовить смеси молока с водой, слизистыми или мучными отварами с добавлением сахара (5%). Разведение молока 1 : 1 (смесь № 2) назначается только новорожденным. С 2-недельного возраста и до 3 мес. детям назначают смесь № 3 (2 : 1), иногда с добавлением сливок, а затем постепенно переводят на цельное молоко с добавлением 5% сахара. С 5 мес. вводится и 5% каша. Дальнейшее расширение прикорма проводится приблизительно так же, как и при естественном и смешанном вскармливании.
Для длительного искусственного вскармливания с успехом можно применять кефир и разведения его слизистыми отварами в отношении 2 : 1 (смесь № 3, В). Кефир как кислая ферментированная смесь имеет нек-рые преимущества перед цельным молоком или его разведениями, но приготовлять его сложнее, и нек-рые дети пьют его неохотно. Искусственные смеси относительно бедны витаминами.
При искусственном вскармливании смесь дают подогретой до 40—45°; в резиновой соске делают не слишком большое отверстие, кипятят ее после каждого кормления.
В СССР все большее распространение получают адаптированные сухие молочные смеси «Малютка» и «Малыш». Правильное их приготовление (восстановление) дает возможность покрывать потребность в белке меньшим его количеством, чем при употреблении обычных смесей, не вызывая напряжения адаптационных механизмов, в частности усиленного выведения азота почками, что наблюдалось при попытке давать не оптимальное, а максимальное количество белка. Особую ценность представляет их состав в отношении липидов, что позволяет применять смесь «Малютка» в период новорожденности, когда функции пищеварения находятся еще только в периоде становления.
При искусственном вскармливании грудных детей, если систематически не учитывается динамика нарастания их веса и количество получаемых ими основных пищевых веществ и калорий, легко создаются условия количественно и качественно недостаточного или избыточного питания. Перекармливание чаще возникает при избыточном питании кашами и мучнистыми блюдами. Избыточное нарастание веса нередко ошибочно оценивается как признак хорошего развития ребенка; однако тучные дети, как правило, чаще болеют и тяжелее переносят заболевания. Перекармливание особенно отрицательно сказывается на детях с так наз. лимфатико-гипопластической конституцией. Эти дети требуют для правильного развития относительно меньшего количества калорий на 1 кг веса за счет сокращения углеводов. Неполноценное вскармливание является одной из причин хронического расстройства питания.
Уже в конце первого года жизни ребенка надо приучать к разжевыванию пищи, что достигается разнообразием и усложнением меню, постепенной заменой жидкой и полужидкой пищи более плотной. В это время большинство детей можно перевести на четырехразовое питание, и только детей с плохим аппетитом надо кормить 5 раз в день. В возрасте от 1 года до 3 лет дети должны получать на 1 кг веса тела приблизительно 4,0 г белков, 4,0—5,0 г жиров и 14,0—16,0 г углеводов. Растительное масло не должно превышать 10—15% общего количества жиров в рационе ребенка. Количество молока (кефир, простокваша, молоко для приготовления пищи и т. д.) в возрасте от 1 до 1,5 лет — 600—700 мл на сутки, от 1,5 до 3 лет — 500—600 мл; яйца — Не более 1 в день; мяса — 50—* 60 г. Целесообразно 1—2 раза в неделю устраивать вегетарианские дни. Другие пищевые продукты — хлеб, овощи и т. д.— строгой дозировки не требуют. Надо обращать внимание на вкусовые качества пищи, на внешнее ее оформление и на сервировку стола. Детей надо постепенно приучать к самостоятельности при приеме пищи, гигиене и культуре приема пищи, к правильному пользованию ложкой, вилкой, салфеткой и т. д.
При питании детей от 1 года до 3 лет, когда количество получаемой пищи не учитывается так точно, как до года, надо не допускать систематического недокармливания детей с плохим аппетитом и перекармливания детей с хорошим аппетитом. Контроль осуществляется взвешиванием детей от 1 раза в неделю до 1 раза в месяц в зависимости от возраста. См. также (детей).