наверхвверх
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 ... 7 След.
Школа карапузов, советы педагога о том, каким хитростями можно пользоваться при развитии и обучении крохи
 
Семейное "фото". Обведите ваши руки, прошейте нитками.


Изменено: panovayulia22 - 4 июня 2014 15:07
 
10 самых веселых конкурсов для детского домашнего праздника

«Прищепки»

Участвует любое количество детей. Водящий просит отвернуться всех участников и посчитать до 30, а в это время цепляет прищепки к предметам домашнего обихода – к люстре, картинам, занавескам, мягким игрушкам, посуде (всего 20-30 штук). Тот, кому удалось собрать больше всех прищепок, получает приз и становится водящим.

«Открытка»

Попробуйте с детьми нарисовать открытку имениннику. Пригодятся яркие фломастеры, клей с блестками, наклейки, карандаши. Дайте волю творчеству, а тему и пожелания имениннику можно подсказать: улыбчивое солнышко, синее небо, необычные цветы и зверюшки. Эти открытки могут еще много месяцев напоминать ребенку о радостном событии.

«Титаник»

Налейте в ведро воду (не больше половины). Каждому ребенку дайте в руки одноразовый стаканчик. В роли «Титаника» тоже будет пластиковый стаканчик. Налейте в него немного воды (он должен держаться на плаву) и поставьте в центр ведра. Теперь дети должны встать в круг и по-очереди подливать в плавающий стаканчик воду. Тот, кто утопил «Титаник», выбывает, а игра продолжается до тех пор, пока не останется один участник. Он и становится Капитаном, а вся детская компания отправляется есть айсберги. Мороженое, конечно!

«Елочные баранки»

Вам понадобятся : баранки, цветные шерстяные нитки, пуговицы, крупные бусины. Из всего этого добра можно сделать елочные игрушки, если приближается Новый Год, или необычную бижутерию.

«Воздушный бой»

Надуйте 10 круглых воздушных шаров (по 5 штук двух разных цветов). Создайте две команды. Разделите помещение на 2-е равные части мелом, расставьте команды друг против друга. Каждой команде раздайте по 5 шаров. Задача: пока звучит музыка, нужно перебросить шары на сторону соперника. Это не так просто, ведь соперники возвращают победные шары! Как только музыка останавливается, ребятишки замирают. Ведем подсчеты. Этот веселый конкурс для детей проводится в несколько этапов.
Побеждает та команда, на чьей стороне меньше шаров.

«Показ мод»

Дайте волю детскому воображению. Пусть виновник торжества станет на время кутюрье. Дети любят наряжаться и подражать взрослым. Вам нужно только приготовить разнообразные ленточки, бумагу, платки, шарфы, скотч, скрепки и безопасные ножницы. Кутерье наряжает по своему вкусу ребят ( мумии, пираты, цветочек, принцессы, колдуны, и т. д.) Если мальчишки стесняются участвовать, их можно сделать членами жюри.

«Жадина»

Участники выстраиваются в очередь друг за другом. На полу (на расстоянии шага) в линию раскладываем яблоки ( 20штук ) Задача : 1-й участник присаживается на корточки и берет первое яблоко, потом(!) делает, не вставая, маленький прыжок к следующему яблоку, берет его и так далее, перемещаясь прыжками на корточках. Задача: собрать как можно больше яблок! Как только яблоки рассыпаются, выкладываем их снова на полу, к заданию приступает следующий участник. Яблоки нельзя собирать в одежду. Можно в руки, на колени, под подбородок… Весело!

«Дискотека»

Выучите заранее несколько несложных танцевальных движений. Предложите детям весёлую дискотеку! Пока звучит музыка, ребята будут повторять движения за вами (движения, как я сказал, должны быть простыми и забавными, часто повторяющимися). А кульминацией дискотеки сделайте такой ход: предложите детям самим показывать движения под музыку, а вы будете только повторять. Вот уж где они похохочут!

«Концерт»

Предложите детям самостоятельно приготовить концерт! Стихи, песни, загадки, показ мод, танцы, кувырок, шпагат….Помогите выстроить порядок выступлений и очерёдность. Дайте время приготовиться. Пусть каждый ребенок проявит себя и свой талант. Из тех детей, которые не решились показать свой номер, создайте жюри.

«Оркестр»

Раздайте детям ложки, крышки от кастрюль, половники, кастрюли, ведра. Придумайте для каждого инструмента свою музыкальную партию. Вы – дирижер! У вас в руках половник. Под известную мелодию («Марш Радецкого», например) вы создаете оркестр. Покажите половником на кастрюльщиков, и они заиграют как барабаны, на крышечников – зазвучат литавры, ложкари пусть отбивают ритм. Меняете аккомпаниаторов сначала медленно, потом быстрее и быстрее. В финале все инструменты оркестра звучат одновременно! Это громко и весело!

 
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

"Шаги"

С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и развитием речи в общем.

Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например "Вежливые слова". Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Даем минуту на размышление и "Старт!"

Другие темы: "Все круглое", "все горячее", "все мокрое". "Ласковые слова для мамы". "Слова утешения" и т.д. Вариант:Дети встают парами друг против друга и делают шаги навстречу. Условия игры те же: шаг можно сделать, только сказав нужное слово.

"Внимание! Розыск!"

В эту игру играют не меньше 5 человек. Иначе не интересно. Ведущий говорит: Я разыскиваю подругу (друга). У неё голубые глаза, темные длинные волосы, она любит кошек и терпеть не может молоко.

Тот, кто первым догадается, о ком из детей идет речь, становится ведущим.
В игре с маленькими детьми допускается описывать одежду.

Игра с картинами.

Эта игра развивает внимание, сообразительность, приучает детей связно выражать свои мысли. Знакомит с классификацией предметов по разным признакам.

Для этой игры вам понадобятся картины или книжные иллюстрации. Пейзажи здесь не подойдут. Лучше использовать жанровую живопись и крупные иллюстрации к детским книгам.

Смысл игры: Один из игроков загадывает какую-нибудь деталь изображения. Другой игрок, задавая наводящие вопросы, должен угадать, что было загадано.

С детьми 3-4 лет загадывайте предметы целиком (зайчик, мяч, облако...)
С детьми старше 5 лет усложните задание - ухо зайца, пуговица на платье, яблоко на столе.

Примеры вопросов, которые должны использовать дети 3-4 лет:
Пример: Иллюстрация к стихотворению А.Барто "Наша Таня". Загадана лягушка в речке.
- Это находится вверху картины? Внизу?
- Это живое или неживое?
- Какого цвета?

Вопросы, которые должны использовать дети 5-7 лет.
Пример: Иллюстрация к стихотворению А.Барто "Наша Таня". Загадан камыш у речки.
- Это относится к природе?
- Это относится к живой (неживой) природе?
- Это твёрдое?
- Это растение?
- Высокое?
- Дерево?
- Трава?

Для того, чтобы дети научились грамотно задавать вопросы, дайте им возможность самим загадать какой-нибудь предмет, а вы отгадывайте, задавая как можно больше вопросов. Так вы покажете, как нужно составлять вопросы.

"Жили-были..."

Игра на развитие мышления, смекалки, закрепление знаний об окружающем мире. Играть можно вдвоем с ребенком или компанией, задавая вопросы по очереди.

Смысл игры объяснять долго - я просто приведу примеры.

Для деток поменьше вопросы простые, для более старших посложнее - со "степенью трудности" определитесь сами.

Взрослый задает вопрос "Жил-был цыпленок, что с ним потом стало?" - "Он стал петушком".
"Жила-была тучка, что с ней потом стало?" - "Из нее дождик пролился"
"Жил-был ручеек, что с ним стало?" - "Зимой замерз", "Засох в жару".
"Жило-было семечко, что с ним потом стало?" - "Из него цветок вырос"
"Жил-был кусочек глины, что с ним потом стало?" - "Из него сделали кирпич (вазу...).


"Какое что бывает?"

Играя в эту игру, дети научатся сравнивать, обобщать свойства предметов и, наконец, понимать значение таких понятий как высота, ширина, длина; классифицировать предметы по форме, размеру, цвету. Сначала вопросы задает взрослый, а ребенок отвечает. Потом нужно дать возможность ребенку проявить себя.

Примеры:
- Что бывает высоким? (дерево, столб, человек, дом) Здесь уместно спросить, что выше – дерево или дом; человек или столб.
- Что бывает длинным?(коротким)
- Что бывает широким (узким)?
- Что бывает круглым ( квадратным)?

В игру можно включать самые разные понятия: что бывает пушистым, мягким, твердым, острым, холодным, белым, черным и т.д.


"Кто без чего не обойдётся"

Помогает ребёнку научиться выделять существенные признаки Взрослый зачитывает ряд слов. Из этих слов надо выбрать только два, самых важных, без чего главный предмет не может обойтись. Например, сад… какие из слова самые главные: растения, садовник, собака, забор, земля? Без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему?.. Без садовника… собаки… забора… земли?.. Почему?"

Каждое из предполагаемых слов подробно разбирается. Главное, чтобы ребёнок понял, почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия.

Примерные задания:
Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище)
Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)
Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)
Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила)
Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово)
Война (самолёт, пушки, сражения, ружья, солдаты)
Школа ( учитель, ученики, столы, стулья, книги, тетради)
Второй вариант. Называем слова, и спрашиваем: чего не может быть без этого предмета, для чего или кого оно самое главное?
Например: вода, провод, карандаш, стекло, кирпич.

"Живое - неживое"

Знакомим ребенка с понятиями "одушевленный" и "неодушевленный".
Сначала объясняем, что все живые предметы мы называем "КТО", а неживые "ЧТО". Приводим несколько примеров.
Затем играем в вопросы и ответы. Можно использовать книжки с сюжетными картинками.
Что растет? Кто растет?
Кто летает? Что летает?
Кто плавает? Что плавает?
Кто самый большой? Что самое большое?
И.т.д.

«Кто это?» знакомимся с профессиями

Для игры хорошо иметь карточки с изображением людей разных профессий и инструментов.

1 вариант:
Задаем вопросы : кто лечит больных? Кто учит детей в школе? Кто готовит обед? Кто работает на тракторе? Кто разносит письма и газеты? Кто шьет платье?

2 вариант: Вопросы: что делает дворник? Что делает доктор? Что делает электромонтер? Что делает учитель? Что делает шофер? Что делает маляр? Что делает парикмахер?
3 вариант. Придумываем загадки. Например: этот человек работает на улице, у него есть метла, лопата.
4 вариант. «Кому что нужно?» Что нужно почтальону? Что нужно парикмахеру? И наоборот: кому нужны ножницы? Кому нужна иголка?

Отгадай предмет по его частям.

В эту игру можно играть в двух вариантах.

Первый вариант – с использованием карточек с картинками. Участникам игры раздаются карточки сизображением различных предметов – мебель, овощи, животные, транспорт и т.д. Ребёнок, не показывая свою карточку другим игрокам, и не говоря, что именно нарисовано, называет части предмета. Тот, кто первым догадается, о чем идет речь, забирает карточку себе и получает одно очко. Второй вариант – без карточек. Смысл игры остается тот же. Этот вариант хорош тем, что играть можно вдвоем с ребенком где угодно. Например по дороге в детский сад, сидя в очереди к врачу и т.п.

Примеры:
Четыре ноги, спинка, сиденье.
Цифры, стрелки.
Буквы, картинки, листы.
Ствол, ветки, листья.
Корень, стебель, листья, лепестки.
Экран, кнопки, электрический шнур, пульт.
Носик, ручка, крышка, электрический шнур.
Лапы, хвост, ошейник.
Лапы, хвост, хобот.
На первый взгляд все кажется слишком просто? Но на самом деле не все дети могут описывать предметы. Попробуйте!

Отгадай предмет по описанию.

Условия игры те же, что и в предыдущей. Но задача здесь сложнее. Нужно не только найти правильные определения предметов, но и правильно согласовать по родам прилагательные и существительные, а так же знать такие понятия как мебель, овощи, фрукты, насекомые, домашние и дикие животные и т.п.
Дикое животное, живет в лесу, большое, лохматое, любит мед.
Дикое животное, хитрая, рыжая, с пушистым хвостом.
Насекомое, с разноцветными крыльями, похожа на цветок.
Транспорт, большой, тяжелый, с крыльями и хвостом.
Овощ, красного цвета, круглый, его кладут в салат и в борщ.
Сладкая, маленькая, в красивой бумажке.
 
УЧИМ БУКВЫ ИГРАЮЧИ.
10 ИГР.

Альбомчик для букв

Цель: запоминать буквы, учиться определять первый звук в словах.
Возраст: с 3-4 лет.
Что вам понадобится: фотоальбом для 36 фотографий 10х15 см, карточки из белого картона (10х15 см, 66 штук), цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, акварельные краски, гуашь, журналы/каталоги/ открытки/наклейки, ножницы, клей.
Как играть?
С помощью обычного фотоальбома, картинок из журналов и каталогов, из открыток и наклеек, вы можете изготовить полезное пособие для изучения букв вашим ребенком.
На карточках из белого картона с помощью цветных карандашей или фломастеров, акварели или гуаши напишите крупные и красивые буквы алфавита.
Вставьте эти карточки в фотоальбом, располагая их в развороте слева. Подберите картинки на буквы алфавита. Чем больше картинок вы подберете, тем ярче будет пособие и тем интереснее с ним будет заниматься вашему ребенку. На оставшиеся картонные карточки приклейте картинки, начинающиеся на одинаковые буквы. Вставьте карточки с предметными картинками соответственно в разворот фотоальбома справа. Альбомчик готов!
Ребенок, рассматривая картинки и буквы в альбомчике, будет ненавязчиво запоминать буквы. Такой альбомчик вы сможете взять с собой в дорогу или на прогулку, не боясь, что ребенок его испортит или запачкает - ведь буквы и картинки в нем защищены пленкой.

Волшебный мешочек

Цель: запоминать буквы, учиться придумывать слово на заданную букву.
Возраст: с 3- 4 лет.
Что вам понадобится: буквы из набора (пластмассовые или магнитные), мешочек.
Как играть?
Для игры может подойти непрозрачный полиэтиленовый мешочек или подарочный пакет.
В мешочек сложите известные ребенку буквы. Предлагайте вынимать буквы по одной, отгадывать их на ощупь, придумывать слово, начинающееся на эту букву. Если ребенок, вынимая букву, ошибается в названии, исправьте его, а букву опустите обратно в мешочек. Когда ребенок снова достанет эту букву, он уже назовет ее правильно.
Можно положить в мешочек и новые для ребенка буквы, но их должно быть не более 1-3 за 1 игру.
После нескольких игр с волшебным мешочком для поддержания интереса к игре положите в мешочек несколько мелких предметов. Это могут быть: скрепка, колпачок от фломастера, пуговица, пробка от пластиковой бутылки, счетная палочка, цифра из набора, геометрическая фигурка и т. п.
Вариант:
Предложите ребенку придумывать слова, которые заканчиваются на букву из мешочка. Не используйте для этого задания буквы Б, Д, В, Г, Ж, 3, т. к. в конце слова они слышатся по другому. Можете придумывать слова, в которых есть выпавшая буква (независимо от ее места в слове).

Умные прятки

Цель: запоминать буквы, развивать внимание.
Возраст: с 3-4 лет.
Что вам понадобится: цветная бумага, белая бумага, ножницы, цветные карандаши или фломастеры, скрепки, скотч.
Как играть?
Вырежьте из цветной бумаги большие объемные буквы или напишите их на альбомных листах цветными карандашами (фломастерами). Для одной игры достаточно 5-7 букв. Из них - не более 3 новых для ребенка.
Все буквы спрячьте где-нибудь в квартире (или в комнате) так, чтобы остались видны только их небольшие фрагменты. Спрятать буквы можно: за зеркало, под шкаф, за занавеску, в книжку, в ящик стола, на потолке, под подушкой, за абажуром и т. д. Для крепления букв используйте скотч или скрепки. Всю подготовительную работу проводите без ребенка.
Скажите ребенку, что буквы играют с ним в прятки. Предложите найти буквы.
Ребенку будет интересно находить как знакомые, так и новые буквы. Если ребенок увидит знакомую ему букву, прежде, чем он ее достанет, попросите отгадать по видимой части, что это за буква. Для лучшего запоминания новых букв можно располагать их в "специальных" местах. Например: букву X можно спрятать в холодильнике, букву 3 - за зеркалом, букву К - в ящике комода, букву Ц - в горшке с комнатным цветком, букву В - повесить на вешалку в прихожей и т. п.

Бабочки

Цель: запоминать буквы, развивать координацию движений.
Возраст: с 3-4 лет.
Что вам понадобится: цветная бумага, белая бумага, ножницы, цветные карандаши или фломастеры, скрепки.
Как играть?
Вырежьте из цветной бумаги яркие большие цветы разной формы. Для организации игры достаточно 6-10 цветов. Из белой бумаги вырежьте "серединки" цветов соответствующего размера. Определите, с какими буквами было бы полезно сейчас позаниматься вашему ребенку. Напишите буквы на "серединках", с помощью скрепок прикрепите их к цветам. Разложите цветы на полу"Превратите" ребенка в бабочку: прочитайте стихотворение о бабочке или дайте ребенку в руки большой платок - "крылья". Говорите "бабочке", на какой цветок надо приземлиться. Поменяйтесь ролями: пусть теперь ребенок называет буквы, на которые будете "приземляться" вы.
Для игры с другими буквами вам не потребуется вырезать новые цветы, нужно только написать "серединки" и прикрепить их к прежним цветам.
Обратите внимание! Для игры полезно выбирать цветы-буквы, схожие между собой - имеющие одинаковые элементы. Например, в одной игре используйте буквы П, Н, И, Т, Г, Е, Ш, а в следующий раз напишите на цветах буквы В, Б, Р, Ы, 3, Я, Ф.
Вариант:
Напишите буквы на обычных листах бумаги - это будут аэродромы. С помощью стихотворения или упражнения-имитации (руки в стороны, погудеть) "превратите" ребенка в самолет и командуйте, на какой аэродром необходимо приземлиться. Такой вариант игры больше понравится мальчику.

Сложи камешки или веселые макароны.

Цель: запоминать буквы, учиться их составлять из камешков или макарон.
Возраст: с 3-4 лет.
Что вам понадобится: камешки (привезенные вами с моря, собранные на улице, купленные специально для занятий в магазине) или макароны.
Как играть?
Выкладываете буквы из камешков или макарон, когда учите ребенка новой букве.
Выложите образец, попросите ребенка выложить такую же букву. Или предложите ребенку пофантазировать и самому выложить букву из камешков, макарон. Лучше использовать камешки примерно одинакового размера , а если вы выбрали макароны, то лучше взять перья- тогда букву будет легко выкладывать по образцу, при этом можно еще и сосчитать, сколько камешков( макарон) у буквы в высоту и в ширину. А если в используемом вами наборе есть камешки разного размера, а макароны разной формы, то воспользуйтесь этим для составления букв, содержащих круги и полукруги. Так, букву О вполне может заменить один большой камешек круглой или овальной формы. При составлении букв В, Б, Р, Ф, Я, Ы можно использовать большие макароны/камешки круглой/овальной формы для обозначения полукруглых деталей букв, а из макарон/камешков меньшего размера составлять детали, соответствующие прямым линиям.
Вариант:
Эта игра прекрасно подходит для полезного времяпровождения когда мама очень занята на кухне- с макаронами, а также на улице - на детской площадке, на берегу реки или моря- с камушками

Пластилиновый конструктор

Цель: запоминать буквы, учиться лепить буквы из пластилина, развивать мелкую моторику.
Возраст: с 4 лет.
Что вам понадобится: набор пластилина (заранее проверьте, чтобы пластилин был эластичный, не жесткий и не ломкий), доска для лепки, стека или одноразовый пластиковый нож.
Как играть?
Вместе с ребенком изготовьте из пластилина колбаски примерно одинаковой толщины и длины. Таких колбасок потребуется 8 штук. 2 колбаски разделите (разрежьте) стекой пополам. 2 другие колбаски разделите на 3 части каждую. Из 4 оставшихся колбасок сделайте колечки, скрепив их края. 2 колечка разделите стекой пополам так, чтобы получились полукруги. Таким образом, у вас получился набор деталей для составления любой буквы русского алфавита. Теперь ребенок может составлять буквы по вашему образцу или по собственному представлению.
Обратите внимание! Если ваш ребенок еще не имеет навыка работы с пластилином, предварительно научите его основным приемам работы с этим материалом: потренируйтесь в разминании пластилина, скатывании, вытягивании, в соединении деталей.
Варианты:
Можно разнообразить игру с пластилиновым конструктором, используя пластилин разного цвета. Изготовьте одинаковые наборы деталей 2-4 цветов. Составьте букву из деталей разного цвета. Проверьте, остались ли еще детали соответствующих цветов и размеров для составления такой же буквы. Попросите ребенка запомнить букву, закройте образец (коробкой или салфеткой), предложите ребенку выложить точно такую же букву.
Работы, выполненные из пластилинового конструктора, могут стать подарками родным и близким вашего малыша. Для этого вместе с ребенком выложите первую букву имени человека, которому будет предназначаться подарок, прикрепите ее к яркому картону, украсьте с помощью стеки (нарисуйте на ней черточки, клеточки, точечки, волнистые линии) или прикрепите к букве мелкие камешки, бусинки, семена растений, крупу.
Можно использовать диск « Пластилиновая азбука» Железновых.

Рыбалка

Цель: запоминать буквы, развивать координацию движений.
Возраст: с 3-4 лет.
Что вам понадобится: изображения рыбок (из лото или из детских журналов/силуэты, вырезанные из бумаги), скрепки, цветные карандаши или фломастеры, веревочка (длиной 30 см), магнит, линейка (длиной 20-30 см), скотч, обруч (синий платок/синий коврик/голубое одеяло), ведерко.
Как играть?
Перед началом игры необходимо изготовить удочку и "улов". Чтобы сделать удочку, к линейке привяжите веревочку, а на конец веревочки прикрепите магнитик (можно привязать его или приклеить скотчем). На рыбках напишите буквы, которые в настоящее время ваш ребенок запоминает. К каждой рыбке прикрепите "на нос" скрепку.
На пол положите обруч - это будет "озеро". Вместо обруча можете использовать большой платок, одеяло, коврик, синего или голубого цвета. "Запустите" рыбок в озеро - сложите всех рыбок в обруч. Теперь ваш ребенок, как "настоящий рыбак", может ловить рыбу в озере. Главное правило игры: только та рыбка считается пойманной, "название" которой (букву, прикрепленную на ней) ребенок сможет узнать. Весь улов рыбака складывается в ведерко.
Обратите внимание! Перед началом игры решите для себя, как для вашего ребенка полезнее перевернуть рыбок в озере - буквами вверх или буквами вниз. Если ребенок будет видеть, какие буквы написаны на рыбках, то, возможно, он специально не будет "ловить" рыбок с малознакомыми ему буквами. С другой стороны, если рыбки перевернуты буквами вверх, вы сможете сами говорить ребенку, какую рыбку ему поймать. В таком варианте игры ребенку нужно будет вспомнить, как выглядит названная вами буква, и после того как малыш поймает соответствующую рыбку, он только повторит название буквы, написанной на рыбке.

Буквы на спине

Цель: запоминать буквы, развивать внимание.
Возраст: с 3-4 лет.
Что вам понадобится: для этой игры реквизит не нужен.
Как играть?
Поиграйте с ребенком в загадки. Просто "напишите" на спине ребенка своим указательным пальцем или тупым концом карандаша известную ему букву. Спросите, какую букву вы написали. Предложите ребенку написать букву у вас на спине, а вы отгадайте. Загадывайте буквы по очереди.
Таким образом полезно запоминать буквы, которые ребенок не может по каким-либо причинам твердо выучить.
Вариант:
Вы пишете у ребенка на спине, а он одновременно пишет эту же букву мелом на доске или фломастером на бумаге.

Найди и зачеркни

Цель: запоминать буквы, учиться различать похожие по написанию буквы, тренировать внимание.
Возраст: с 4-5 лет.
Что вам понадобится: любой текст с крупным шрифтом (старая детская книжка, возможно, "Букварь" или "Азбука", рекламные листовки из почтового ящика), карандаш/фломастер/ручка.
Как играть?
Для первой игры выберите текст с небольшим количеством крупных букв одинакового шрифта и размера. Предложите ребенку, внимательно просматривая текст, находить и зачеркивать заданную букву, лучше ту, которую сейчас с ним заучиваете. Учите ребенка просматривать все буквы по порядку, не пропускать строчки. В другой раз букву можно обводить в кружочек, ставить под ней или над ней точку и т. п.
При успешном выполнении подобных заданий усложните инструкцию, предложите одновременно искать и зачеркивать (подчеркивать/обводить в кружок) 2 разные буквы.
Следующий уровень сложности - находить 2 разные буквы и обозначать из разными способами, например: подчеркнуть 0, зачеркнуть А. При выполнении заданий в таком варианте сначала предлагайте искать буквы, очевидно отличающие друг от друга, например М и Т, Л и Ы, Я и Н, А и Е, Ф и Ш. Затем, когда ребенок научится чередовать разные способы отметки искомых букв, предлагайте буквы, в написании которых есть схожие элементы, например Н и И, П и Н, В и Р, Б и Ы, Щ и Ц, С и О, Ж и К, Г и Т.
Со временем можно заменить текст для поиска с буквами одинакового размера и шрифта на текст или набор букв разного шрифта и размера. Для работы на таком уровне очень подходят рекламные листовки или объявления в газетах - там представлены буквы не только разного шрифта и размера, но и разного цвета. Еще один удобный вариант для подготовки таких заданий - печатание их на компьютере с использованием различных стилей и разных размеров букв.
Для усложнения условий игры можно ограничить время работы над заданием, например, работать 1 минуту. После того как время истекло, следует сосчитать количество букв, которые ребенок сумел просмотреть. От раза к разу количество просмотренных за 1 минуту букв будет увеличиваться, что станет ощутимым показателем успешности ребенка.
Интерес к данному упражнению сохраняется у детей очень долго. Поэтому вы можете вернуться к игре даже тогда, когда ребенок уже хорошо читает. В этом случае главной задачей станет тренировка внимания, сосредоточенности, умения выполнять инструкции.
Вариант:
Поработайте над одним из таких заданий сами, специально допустите ошибки, предложите ребенку исполнить роль учителя и проверить правильность выполнения задания.

Буква растет

Цель: запоминать буквы, развивать мелкую моторику.
Возраст: с 4-5 лет.
Что вам понадобится: бумага для рисования, цветные карандаши или фломастеры.
Как играть?
Подготовьте полоски бумаги размером примерно 5x20 см. Положите полоску горизонтально. С левой стороны на полоске бумаги "посадите" (напишите) маленькую буковку, например А. Затем пишите букву А, постепенно увеличивая ее размер, до конца листа. Последняя буква должна быть написана во всю ширину листа. Расскажите ребенку, что так "буква растет". Предложите ему самому "вырастить" какую-нибудь букву.
Если ребенок не может увеличивать размер буквы постепенно, сбивается на меньший размер, помогайте ему устными инструкциями: "А следующая буква чуть-чуть повыше", "Теперь еще чуть выше", "Снова буква повыше..."
Есть еще один способ помощи в случае затруднений при выполнении задания. "Превратите" ребенка в букву, попросите показать, как буква растет - сначала ребенок стоит на корточках, опустив голову вниз, потом поднимает голову, постепенно встает, затем медленно поднимает руки вверх, в конце встает на цыпочки.
Упражнение прекрасно развивает мелкую моторику, формирует умение следовать инструкции.
Варианты:
Можно изменить условия задания: писать, уменьшая размер буквы. Тогда нужно в левом углу полоски написать букву максимального размера - во всю ширину листа.
Попробуйте составлять из букв "горки". Сначала постепенно увеличивайте размер буквы, доходя до максимального примерно в середине полоски, а затем постепенно уменьшайте размер, возвращаясь к исходному размеру буквы в самом конце строки. Или наоборот - начинайте писать с самой большой буквы, постепенно уменьшайте размер, доведя его до минимального к середине листа, а затем постепенно увеличивайте размер буквы, доводя его до исходного к концу строки.
 
Отличная книжка для занятий с малышами!
 
продолжение
 
Юлия, я бы хотела спросить, что вы думаете насчёт обучения ребёнка чтению? я слышала много отзывов положительных о фонетической системе обучения... т.е. когда ребёнок учит не буквы (бэ, пэ, мэ...), а звуки (б, п, м). Так, говорят, детки легче схватывают принцип чтения. Но получится ли потом объяснить разницу между буквой и звуком?
Есть по-моему целая система обучения именно по фонетике, названа имененем какого-то учёного, но фамилию никак не могу вспомнить, чтоб найти в Интернете... Может Вы подскажете, если сталкивались?
 

 
Цитата
N@ti пишет:
Юлия, я бы хотела спросить, что вы думаете насчёт обучения ребёнка чтению? я слышала много отзывов положительных о фонетической системе обучения... т.е. когда ребёнок учит не буквы (бэ, пэ, мэ...), а звуки (б, п, м). Так, говорят, детки легче схватывают принцип чтения. Но получится ли потом объяснить разницу между буквой и звуком?
Есть по-моему целая система обучения именно по фонетике, названа имененем какого-то учёного, но фамилию никак не могу вспомнить, чтоб найти в Интернете... Может Вы подскажете, если сталкивались?

Все правильно, сначала нужно учить ребенка произношению звуков "к", "м", "п" (но только не "кэ", "мэ", "пэ" - это неправильно, а именно "к", "м", "п", т.е. звучание должно быть твердым".Первоначально ребёнок сталкивается со звуками. Он слышит речь окружающих и начинает говорить сам. И лишь в период обучения грамоте дети знакомятся с буквами – учатся читать и писать.
Буква – это специальный знак, который обозначает звук на письме. Т.о., звуки – мы слышим и произносим, буквы – пишем и читаем.
Ребенку действительно таким образом будет гораздо легче освоить чтение. Ведь если ребенок будет знать, что "к" это "ка", то и в слове он будет ее читать как "ка" и ему будет сложно понять, почему ее нужно произносить как-то по - другому. Переучить потом будет очень сложно, у ребенка возникнет "каша" и путаница в голове. Гораздо легче обучить его сначала звуковому произношению, обучить чтению, а уже потом рассказать, что буквы в алфавите выговариваются по-другому. Ведь алфавит, не отдельные буквы, а именно алфавит с правильным произношением букв, он все равно будет учить. Так советуют поступать и логопеды, и педагоги.

Объяснить малышу разницу между буквой и звуком можно так: "У каждой буквы, как и у тебя, есть имя. Тебя зовут Мария, но мы в кругу семьи зовем тебя Машей. Букву зовут "эм", но рядом с другими буквами - её друзьями - она зовется "м".

Или вот так: "Когда-то давно жили люди, сначала они научились говорить. Но то, что они говорили (сказки, легенды и т.д.) быстро забывалось, поэтому люди захотели сделать так, чтобы в любое время можно было вспомнить то, что им надо. Тогда для звуков, которыми люди говорили, придумали специальные символы, и назвали их буквами. Из букв люди складывали слова, из слов предложения, из предложений целые рассказы и истории. Так звуки подружились с буквами. Буквы живут в книгах, их всегда можно там найти, но они молчат, пока ты не начнешь их читать в слух. Но как только ты открываешь рот, чтобы озвучить букву, появляется звук, самый близкий друг буквы. Они жить друг без друга не могут. Потому что буква без звука всегда молчит, а звук без буквы сразу исчезает.
Ну а учим буквы примерно по следующему алгоритму: Это буква ЭМ, она обозначает звук М. Найди букву ___ в этом слове. Какой звук обозначает эта буква? (показываете на букву)"

Я думаю вы имеете ввиду методику чтения Монтессори!Вот несколько игр!

Игра со слогами

Выберите в комнате, где вы занимаетесь с ребенком, пять предметов: три таких, которыми пользуетесь часто, и два — названия которых произносятся редко (например: подсвечник, марионетка).Положите или поставьте эти предметы перед собой в ряд и назовите первый слева. При этом хлопайте в ладоши всякий раз, как произносите слог: кни-га, по-душ-ка, ма-ри-о-нет-ка... И так — с названием каждого из предметов по очереди. Предложите ребенку делать это вместе с вами.

«Найдем что-то, что начинается со звука...»

Отправившись с ребенком на прогулку, попросите его показать вам какой-нибудь предмет, название которого начинается с того же звука, что имя вашего малыша.Скажите ему: «М-м-м — как в твоем имени, Мишель. Давай-ка посмотрим вокруг, нет ли тут чего-нибудь, что тоже начиналось бы на звук [м-м-м]...»И вы убедитесь, что за время прогулки ребенок найдет много слов, которые начинаются со звука [м]: машина, магазин, муха, монета...Вступив в игру, вы можете предложить одно-два слова от себя, но не больше: дайте малышу возможность открывать для себя слова в собственном ритме. А на следующей прогулке предложите ему звук, соответствующий другой букве.

«Угадай, что я вижу: это начинается со звука...»

Соберите несколько предметов, названия которых хорошо известны вашему ребенку. Для начала выбирайте их так, чтобы первые звуки их названий не имели между собой ни малейшего сходства — такие, скажем, как платок, матрешка, кольцо. Положите выбранные предметы перед собой на стол, возьмите в руки один из них и покажите его ребенку. Если, допустим, вы первым взяли в руки платок, наденьте его на голову и спросите: «Есть ли на моей голове что-нибудь, что начинается со звука [п]? Что это такое?» Произносите звуки, с которых начинаются слова, в соответствии с правилами фонетики: [п] — для платка; [м] — для матрешки; [к] — для кольца.Ребенок ответит на ваш вопрос: «Платок!».Скажите ему: «Правильно: платок начинается на [п]!».Поменяйте предмет, место, где он размещается, и форму вопроса, чтобы ребенку было интереснее:«Я вижу на столе что-то, что начинается звуком [м] — угадай, что это?»Затем: «Я вижу у себя на пальце что-то, что начинается на [к]...»Играйте с ребенком в эту игру в течение нескольких недель.

Охота за звуками на прогулке

Так, как описано в предыдущем упражнении, можно играть не только дома. Предлагайте ребенку, как и раньше, находить предметы, названия которых начинаются с какого-то звука, который вы произнесли, но на этот раз пусть он ищет эти предметы на улице, в парке, в магазине или в автомобиле...Во время прогулки, например, можно сказать: «Я вижу что-то, что начинается на [с]. Можешь угадать, что я вижу?». Возможно, ребенок покажет на вашу сумку, а может быть — на идущую мимо собаку или на светофор. Скажите ему: «Да, первый звук у сумки (собаки, светофора) — [c], но давай посмотрим, может быть, мы найдем еще что-нибудь, что начинается на звук [c]?».Когда вы найдете вместе достаточно слов, предложите ребенку другой звук. А потом пусть он выберет звук, и вы будете вместе искать предметы, животных и материалы, названия которых начинаются с этого звука.

Игра в чепуху

Выберите какой-нибудь звук — например, [л] — и найдите вместе с ребенком несколько слов, которые начинаются с этого звука: лошадь, луна, ложка, лампа...Вы можете записать все эти слова, чтобы не забыть их. Добавьте в свой список по одному-два прилагательных и глаголов, чтобы можно было составить фразу, где все слова начинались бы на один звук. Медленно прочтите ребенку этот список вслух и предложите ему вместе придумать фразу со словами на [л]. Во время этой игры вы можете стать соавторами таких, к примеру, фраз, как «Ласковый лабрадор лает на луну» и так далее.Запишите самые удачные, по вашему и ребенка мнению, фразы в тетрадку, которую можно назвать как-нибудь так: «Тетрадь для игры в чепуху». Когда вы почувствуете, что ваш малыш достаточно заинтересовался словами и научился хорошо играть со звуками, можете перейти к следующему этапу — буквам.
Изменено: panovayulia22 - 9 июня 2014 12:17
 
Есть книга (правда, не знаю есть ли она в магазинах) Пляс М. Учим буквы по методике Монтессори

Изменено: panovayulia22 - 9 июня 2014 12:24
 
РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ: ВСЕМУ СВОЕ ВРЕМЯ
МАЛЫШ ТОЛЬКО РОДИЛСЯ, А РОДИТЕЛИ УЖЕ ДУМАЮТ О ТОМ, КАК ВЫРАСТИТЬ ЕГО НЕ ТОЛЬКО ЗДОРОВЫМ, А УМНЫМ, ТАЛАНТЛИВЫМ И ВСЕСТОРОННЕ РАЗВИТЫМ. ОНИ ШТУДИРУЮТ ЛИТЕРАТУРУ В ПОИСКАХ ПРОГРАММ ОБУЧЕНИЯ И СКУПАЮТ В МАГАЗИНАХ ИГРУШКИ И ИГРЫ С НАДПИСЬЮ “РАЗВИВАЮЩИЕ”. ЭТО СТРЕМЛЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННО И ПОХВАЛЬНО, ХОТЯ ВО ВСЕМ НУЖНО ЗНАТЬ МЕРУ И НЕ ИЗМУЧИТЬ РЕБЕНКА НЕПРЕРЫВНОЙ УЧЕБОЙ И ЗАВЫШЕННЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ.
Если вы выберете интересные упражнения и игры, правильную периодичность и атмосферу занятий, то обнаружите, что благодаря вашим регулярным усилиям у ребенка происходит закладка и развитие логического и образного мышления, мелкой моторики, улучшается внимание и растет любознательность. Во время занятий могут открыться творческие способности, проявиться коммуникативные навыки, расширяется кругозор малыша и видоизменяются способы самовыражения. Но стоит ли «пробовать» буквально все существующие методики раннего развития уже на новорожденном младенце или лучше подождать до более сознательного возраста? Чем полезнее всего заниматься с крохой? Рассмотрим поэтапно, как одновременно играть и обучать детей разных возрастов.
Начало начал
Надо сказать, что между девятью месяцами и пятью годами жизни способность человека усваивать информацию поистине уникальна, а желание получить ее огромно. Это может показаться удивительным, но вся жизнь построена на применении тех способностей, которые будут развиты в ребенке в первые восемь лет. Для каждого возраста есть свои рекомендации к развитию. Когда начинать «развивать» малыша? Можно с самого рождения! Основная задача родителей в первые месяцы жизни ребенка – заинтересовать его и привлечь внимание. Детишкам до года нужно развивать мелкую моторику, чувство ритма, движения, а также зрительное, тактильное и слуховое восприятие. В этом возрасте малыши только начинают познавать свое тело и окружающее пространство, учатся эмоционально реагировать, узнавать близких, распознавать разные предметы и явления. На это и должны быть направлены занятия – на постепенное познание того, что окружает малыша.

Даже с совсем малюсеньким человеком нужно разговаривать. Рассказывайте ему о том, что делаете, что его окружает, пойте ему мелодичные песенки или ставьте спокойную приятную музыку. Пусть он слушает самые разные звуки: погремушек, подвешенного над кроваткой мобиля, музыкальной шкатулки, шуршания пакетов, хлопков (только не громкие и резкие). Приближайте и удаляйте от младенца источник звуков. Позже, когда ребенок будет фиксировать взгляд, играйте в «ку-ку, где мама?», закрывая руками или тканью лицо. Показывайте игрушку и водите ею вверх, вниз, влево, вправо, чтобы малыш следил глазами. Давайте ребенку щупать разные фактуры – ткани, перышко, что-то пушистое, бумагу, фольгу, пластмассу и т.д. Обязательно каждый день делайте ему массаж, гладьте и нежно разминайте спинку, животик, ножки и ручки.

Малыш растет
Чуть позже можно начинать делать упражнения на понимание речи. Хотя упражнениями это назвать трудно. Просто комментируйте, объясняйте то, что происходит: игрушка упала – «бах»; малыш ест – «ам, открой ротик, откуси кусочек»; идем спать – «баю-бай»; кошка говорит «мяу» и т.д. После 6-7 месяцев обязательно создавайте условия для развития умения ползать, самостоятельно садиться и вставать. В этом возрасте ребенок осваивает движения в основном в процессе самостоятельной деятельности и может сам научиться ползать, вставать к опоре, ходить вокруг нее; цепляясь за предметы, переходить от одного предмета к другому. Главное дать ему такую опору. Ею может служить верхний край кроватки или манежа. Чтобы побудить ребенка двигаться, располагайте игрушки так, чтобы ему захотелось до них дотянуться: ставьте «дорожкой», или на некотором расстоянии друг от друга. Также, начиная с 6 месяцев, можно играть в пальчиковые игры, которые стимулируют речевое развитие. Поначалу эти игры представляют собой небольшой массаж кистей рук и пальцев малыша, а в 2–3 года дети уже могут заучивать сопроводительный текст игр и повторять его вместе со взрослыми. Малышам 9–10 месяцев нужно давать разные мячики, шарики для катания, коробочки с крышками с вложенными в них предметами для вынимания и вкладывания, пирамидки, резиновые звучащие игрушки для сжимания и разжимания; сюжетные игрушки, названия которых дети знают (кошечки, собачки, машинки, куклы). Называя предметы, малыш запомнит их названия.
После года жизнь с ребенком становится все интереснее и насыщеннее, он усиленно познает мир – на ощупь и на вкус, впитывает все новое и очень много уже понимает. Можно начинать ходить в группы раннего развития, где дети вместе с родителями рисуют, лепят, играют, выполняют несложные задания. Можно заниматься и дома. Для развития мелкой моторики в этом возрасте полезно перебирать самые разные предметы: пуговицы, фасоль, камешки, ракушки, шершавые и гладкие, мягкие и твердые. Учите ребенка пользоваться пластилином: его можно раскатывать, делать колбаски и шарики, соединять концы, размазывать по бумаге, просто играть с ним. Рисуйте с ребенком мелками и фломастерами простые композиции, дайте ему лист ватмана и пусть попробует пальчиковые краски. Обращайте внимание на цвета и формы.

После двух лет развивайте воображение ребенка. Например, сколько игр можно придумать с простым ватным шариком? На него можно дуть, можно зажимать между пальцами ног, можно из нескольких сделать большой шарик… А еще? Обязательно много читайте ребенку. Замечательный выбор – стихи Агнии Барто, Самуила Маршака, Корнея Чуковского, разнообразные потешки, басни, простые веселые песенки («Два веселых гуся» например). Не пренебрегайте чтением и песенками – ведь так у ребенка развиваются словарный запас, воображение, внимание, слух. Изучайте цвета и разнообразные звуки в игре.

Возраст от 4 до 6 лет – период самого интенсивного развития. Ребенок учится лепить, вырезать, ездить на велосипеде, кататься на коньках и лыжах, играть в футбол.

В этом возрасте полезно научить ребенка рисовать прямые и ровные линии, проводить небольшие линии от точки, штриховать фигуры. Когда эти навыки будут освоены, можно начинать копировать простые фигуры, буквы и цифры. Если ребенок хочет научиться писать, сначала научите его правильно держать ручку и карандаш. Ребенку нужно объяснить каждый элемент, каждое сочетание линий буквы.

Не нужно принудительно заставлять малыша заниматься. Гораздо эффективнее обязательных упражнений просто развивать те способности, которые обеспечивают выполнение различных видов деятельности. К примеру, взрослые часто удивляются, что ребенок давно знает буквы, а читать не хочет. И тогда родители начинают «заставлять» читать. Но чтение и знание букв – совершенно разные процессы. В 4-6 лет полезны задания на умение дифференцировать и различать буквы, такие как «Сложи букву из частей». Можно взять разрезную азбуку и каждый квадратик разрезать на 4 части. Начинайте со складывания одной буквы, потом «перепутайте» части разных букв, затем можно дать части букв, из которых складываются простые слова – «мама», «дом», «сын», «сок» и т.д. Это ребенку скорее всего будет интересно. Для изучения основ чтения в движении и игре могут помочь «Кубики Зайцева».
4-5 лет – оптимальное время для посещения ребенком различных развивающих групп. Это могут быть творческие мастерские, где с малышами занимаются рисованием, лепкой, аппликацией, а может и столярным делом или работой на гончарном круге, танцевальные классы, на которых, помимо прочего, формируются навыки координации движений, чувство ритма и баланса, музыкальные занятия и пение, группы по методу Монтессори или Домана… выбор сейчас огромен! Кроме того, тем деткам, у которых есть проблемы с речью, именно в 5 лет стоит начать посещать логопеда, чтобы успеть все поправить до школы.

Что можно посоветовать родителям, которые решили заниматься самостоятельно со своим чадом?

Занимайтесь регулярно, не перескакивайте с одного на другое – начав заниматься одним делом, закончите его.

Откажитесь от занятий, если ребенок болеет или активно не хочет заниматься.

Начинайте всегда с любимых или простых заданий. Так ребенок почувствует уверенность.

Не раздражайтесь, не злитесь на малыша, если у него что-то не получается. Не нужно его ругать. Постарайтесь спокойно объяснять, что от него требуется.

Всегда поддерживайте ребенка, хвалите, когда у него что-то получается.

Обращайте внимание на сильные стороны ребенка. Пусть он сам почувствует, что именно у него получается лучше всего.
«Составьте план развивающих занятий и помните, что они должны быть увлекательными и интересными, построенными в форме игры (особенно для самых маленьких). Не стоит насильно заставлять ребенка заниматься, это только оттолкнет его от будущих занятий и никак не простимулирует его любознательность, так как именно с года до трех лет начинает формироваться основа высшей психической деятельности вашего малыша. Учитывайте желание и наклонности ребенка. Заметив заинтересованность малыша, постарайтесь в игровой форме провести веселый и развивающий урок. Подкрепляйте его успехи одобрительными словами. Каждое занятие должно быть в чем-то увлекательным, только так вы вызовите интерес ребенка к обучению и желанию заниматься дальше. Детям до трех лет желательно заниматься вместе с родителями, ведь психологическая связь в этот период очень велика и важна. Именно мама и папа – лучшие и главные учителя для ребенка. Они первые и основные значимые взрослые в его жизни. От их терпения и внимания зависит создание базовой безопасности по отношению к окружающему миру. До достижения трехлетнего возраста самое важное – качество взаимоотношений между родителями и ребенком. Поэтому, даже посещая групповые занятия, родители и дети вместе играют в пальчиковые игры, танцуют, рисуют, лепят, экспериментируют, общаются, делают первые открытия. Чтобы понять, что именно нужно вашему ребенку, учитывая его особенности, характер, темперамент и состояние здоровья, совсем не лишней будет помощь психолога. Вместе со специалистом можно будет составить индивидуальный график занятий и “умных” развлечений, которые принесут малышу максимальную пользу.
 
Цитата
panovayulia22 пишет:
Есть книга (правда, не знаю есть ли она в магазинах) Пляс М. Учим буквы по методике Монтессори
Юля, спасибо, здорово! много полезных идей. Вроде бы всё так рядом и элементарно, но самой сложно дойти до таких простых и полезных игр
Вроде бы фамилия была другой, но суть мне понятна :) если вдруг попадётся та методика, о которой я слышала, поделюсь!
 
Цитата
N@ti пишет:
Цитата
panovayulia22 пишет:
Есть книга (правда, не знаю есть ли она в магазинах) Пляс М. Учим буквы по методике Монтессори
Юля, спасибо, здорово! много полезных идей. Вроде бы всё так рядом и элементарно, но самой сложно дойти до таких простых и полезных игр
Вроде бы фамилия была другой, но суть мне понятна :) если вдруг попадётся та методика, о которой я слышала, поделюсь!
хорошо, будет полезно и интересно узнать имя автора)
 
Юлия, а у Вас нет в электронном виде книжки PEKiP. Игра и движение. Более 100 развивающих игр для детей первого года жизни.Автор: Лизель Полински? Очень нахваливали эту книгу на сайте неврологии.

Лето жаркое было, только я в этот день работала!
 
Цитата
настенька_44 пишет:
Юлия, а у Вас нет в электронном виде книжки PEKiP. Игра и движение. Более 100 развивающих игр для детей первого года жизни.Автор: Лизель Полински ? Очень нахваливали эту книгу на сайте неврологии.
файл большой. постараюсь прикрепить!вы мне почту свою напишите, я вам скину!
Изменено: panovayulia22 - 10 июня 2014 14:59
 
Спасибо! адрес электронки в личке. Хотелось бы узнать Ваше мнение об этой книге

Лето жаркое было, только я в этот день работала!
 
Цитата
настенька_44 пишет:
Спасибо! адрес электронки в личке. Хотелось бы узнать Ваше мнение об этой книге
Для себя открыла эту книгу, я бы так сказала, немножко позднова-то, когда малышке было 4м мес. Но в этом возрасте у нас выявили вывих бедра, и мы стали носить шины до 8 мес!Поэтому попробовать предложенное не получилось. Перечитывая информацию по развитию малыша до 4х мес, я поняла, что все написанное элементарно, я делала все это интуитивно,читала интернет и Комаровского,(которого, кстати, уважаю), смотря на развитие малышки, поэтому Америки для меня она не открыла. Почитать, в качестве дополнительной информации можно.
 
Вот еще несколько игр, которые можно проводить дома и на улице!
 
Все в новый конкурс http://www.aist-k.com/forum/forum18/topic4138/
 
Участвуем в новом конкурсе и получаем призы!!!http://www.aist-k.com/forum/messages/forum18/topic4139/message39631/?result=edit#message39631
 
ПЕРЕРАЗВИВАШКИ

«Ну вот, доченька, родилась ты у меня, а теперь я тебя буду развивать. По всем правилам, с чувством, с толком, с расстановкой», — такими словами я приветствовала своего новорожденного ребенка. Новорожденный ребенок смотрел куда-то поверх моего плеча и до конца смысл материнских угроз понимать отказывался.

Я в тот момент педагогом раннего развития была уже подкованным. Журналы для молодых родителей и интернет-форумы для той же категории людей сделали свое дело. Я с легкостью отличала овощи Монтессори от Кубиков Зайцева, карточки Домана от тех же самых карточек Маниченко.

«Сейчас я тебя разовью!» — радостно потирала ручки молодая мамаша и слово свое держала уверенно. Попутно я давала наставления любящим родственникам:

— Бабушка! Что вы делаете? Какая кукла? Зачем? Для чего? Вот я сортер потрясающий в «Умных игрушках» видела. Какая посудка? Вы о чем? Деревянные бусики для развития мелкой моторики — вот, что нам сейчас жизненно необходимо. Мелкая моторика — это главный кит в триаде трех китов умственного развития! Стыдно такое в вашем-то возрасте да с семью детьми не знать!

К началу второго года жизни у моего ребенка было все, что нужно для его правильного развития: сортеры — три вида; лабиринты — один вид, но большой; деревянные пирамидки, бусики, молоточки, овощи, кубики, коврики — в ассортименте. Дочь послушно использовала все это великолепие по назначению. Она умела с закрытыми глазами собрать пирамиду из двадцати колец. Она умела за полминуты рассортировать гору деревянных предметов по цветам, форме и величине. К году и трем месяцам она знала все буквы алфавита, умела их безошибочно показывать, называть и всячески узнавать другими доступными ей способами.

В полтора года я начала учить ее читать. Наш дом наполнился карточками, пособиями и другим печатным словом. Дочь опять-таки послушно что-то повторяла, узнавала, называла.

Я гордилась нами обеими! Мы молодцы! Мы идем в ногу со временем! К пяти годам Шекспира в оригинале читать будем — сейчас иначе нельзя, современный мир требует новых людей!

И вообще, говорила я, мозгам работы много не бывает. Главное, что они думают, что они понимают. Главное, что мы с дочерью вместе, рядом. Мы — одна команда!

Игрушки

И на этой радостной ноте в какой-то момент ко мне пришло осознание того, что мой ребенок настолько переразвит, что он не умеет играть в игрушки. Или с игрушками, как правильно? Не суть. Ребенок не знает, с какой стороны подойти к кукле, зачем нужны плюшевые зайцы, игрушечные машинки и другие неразвивающие, на первый взгляд, предметы.

Моя развитая дочь пошла в сад. Оказалось, что знание всех геометрических форм и устный счет до двадцати никаким образом не помогают ей подружиться с Катей, Таней и Наташей. Ни Катя, ни Таня, ни Наташа фигур не знают, зато отлично умеют распределить роли мамы, дочки и бабушки. Или медсестры, врача и пациента. Или любые другие роли. Они умеют играть и дружить за этой игрой.

Я забила тревогу и дом начал заполняться куклами, зверятами, посудкой и другими неразвивающими предметами. Жить стало лучше. Жить стало веселее.

Оказалось, что моему ребенку гораздо интереснее строить башни из конструктора безо всякого развивающего подтекста. Просто башня, просто ввысь. А из пирамидки получается отличный набор спасательных кругов для команды бегемотиков. И куклы могут приходить не только в качестве учителей, но и просто поиграть, накормиться, спать уложиться.

И только тут до меня, наконец, стало доходить — в раннем возрасте любая игрушка развивающая. С помощью любой игрушки можно что-нибудь да развить. Даже не игрушки. Даже обычная коробка, превращаясь в трактор в руках ребенка, — это, как минимум, развитие фантазии. Развивающая игрушка или нет, зависит от нас самих, от наших детей, а не от надписи на бирке. Учиться подбирать фигуру по ширине и форме можно не только с помощью дорогущего, и через полгода ненужного, сортера, но и с помощью обычного набора детской посудки. А попутно еще и развить хозяйственные навыки — «как у мамы, только лучше».

Книги

Многие родители пошли в своем стремлении развить ребенка еще дальше — развивающие книги, развивающие мультфильмы, «развивашки» как место встречи. Если и окружать ребенка развитием, то действительно окружать, а не ополукругливать.

Здесь сразу оговорюсь; под развивающими книгами я не имею ввиду пособия с заданиями для определенного возраста. Пособия — вещь нужная и очень удобная: не выдумывать из головы, чему бы еще такому научить трехлетку, а брать готовый материал и пользоваться им в свое удовольствие.

Развивающие книги, на которых я хочу остановиться, — это чудо современной полиграфии. Как правило, верстают их на компьютере. Чем креативнее и ярче получается книга — тем лучше. Чем примитивнее ее смысл — тем великолепнее. Чем безвкуснее ее иллюстрации — тем она более развивающая.

И родители их берут, да-да. Ведь на обложке же написано «Развивающая книга 0+», а нам как раз чуть больше ноля на прошлой неделе исполнилось.

Поясню на примере. Вместо старой доброй сказки про лисичку со скалочкой, теремок или семерых козлят с рисунками отечественных иллюстраторов мы покупаем нашим детям компьютерные книги, где схематично набросана лиса и предлагается ответить на ряд «развивающих вопросов». Лиса при этом больше похожа на удлиненного рыжего колобка о четырех ногах и с усами. Расположена она, как правило, для контраста на жгуче-зеленом фоне, который всеми силами имитирует траву. И список вопросов: «Кто это? Какого оно цвета? Где оно живет? Что оно ест?» Видимо, зеленый фон должен дать ребенку всю исчерпывающую информацию об этом природном явлении, да. А вот старая добрая сказка всей этой информации ребенку дать не могла...

Лиса несет петушка за темные леса, за быстрые реки, за высокие горы в свою нору. Сколько сразу информации — и о пище-курятине, и о местности лисьего обитания, да и картинка далеко не схематичная — лиса как лиса, приятного рыжего цвета, даже шерсть прорисована, если иллюстратора хорошего выбрать. Встретишь потом эту лису на узенькой тропинке — сразу «в лицо» узнаешь. А вот с удлиненным колобком могут возникнуть проблемы...

Мультфильмы

Мультфильм обязан чему-то учить — таково общепринятое современное мнение. Если обычные мультфильмы чему-то учат, то развивающие буквально пичкают ребенка информацией.

Возьмем один из топовых развивающих шедевров «Твои первые животные» — на протяжении 43 минут дедушка кислотной раскраски водит внука по квартире и показывает, где и какие животные у него жили в разные отрезки времени. После упоминания каждого из них идет краткий мульт-экскурс в среду обитания того, о ком говорят. «Вот моя лошадка, внучек!» — за этой фразой следуют кадры лошадей — бегущих, жующих, прыгающих, спящих. «Тут жил мой попугай» — а еще за окном живут воробьи, прыгают они вот так, зернышками их можно кормить вот сяк. Эта увлекательно-познавательная экскурсия продолжается 43 минуты 36 секунд.

Для кого и для чего этот мультфильм? Что можно развить в ребенке, пичкая его изображениями разных зверей на протяжении почти часа? Часа монотонного текста, контрастных неоновых красок и чередующегося потока информации. Часа возле экрана для годовалого ребенка. Часа попугайских расцветок — чем ярче, тем лучше. А как же зрение? Или наука требует жертв?

Чем хуже мультфильм о мамонтенке и помогающих ему зверях? Неужели меньше информации о животных в мультфильме про Серую шейку? Неужели не учит добру сказка про поросенка Чуню? Ничему ли детей не учит козленок, который считал до десяти? Настоящие мультфильмы — это, действительно, развивающие и поучительные истории, а продукт современной развивающей мультипликации — скорее, концентрат из окружающих нас фактов, облеченный в далеко нехудожественную форму.

Развитие вкуса не менее важно, чем знание определенного набора фактов. Ни вкусом, ни качеством развивающие мультфильмы не обладают — сделанные на скорую руку, напичканные очевидной информацией и украшенные ярлыком «развивающий». Вот и все их достоинства.

«Развивашки»

Очень популярное в последнее время слово. И место. То самое место, где учат, в принципе, тому, чему мама и сама может научить дома между делом. Но нет. Огромное количество родителей не доверяет собственному опыту и предпочитает, чтобы очевидные факты ребенку объяснил специально обученный человек. Где у рыбки глазик, где мишка живет, как выглядит красный круг и какого цвета огурец — огромная загадка, почему за этот набор повседневной информации родители готовы выложить некоторую часть своего месячного заработка.

Многие объясняют это общением. «В группе детей ребенок лучше запоминает, выдает информацию, а дома бьюсь-бьюсь, объясняю-объясняю, а он как будто и не слышал ничего». Все он слышал, на самом деле, все он запомнил. Но в компании дети информацию выдают вслух, вот и он выдает. А дома мотает на ус и выдаст ее не по требованию, а в случае необходимости.

Поднимите руку те, кто не знает, где у рыбки глазик. А вы ходили на «развивашки»?
 

Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 ... 7 След.
Читают тему (гостей: 1)

  Форум для беременных 2024

на андроид

на apple