Виктория Юркевич
...Почему матери так мечтают об одаренном ребенке? Лучше бы они хотели ему счастья...
Это - отнюдь не мимолетная мысль в грустную минуту. Опыт многих лет работы дает понимание: одаренность - это тяжелая ноша, нести которую выпадает и родителям, и ребенку.
Об отдельных типах одаренности
Одаренность - это высокий уровень развития каких-либо способностей. Одаренность существует разных типов, далеко не каждый из них имеет отношение к школе. Так, например, весьма дефицитная в любом обществе и наименее изученная социальная одаренность (ее еще называют лидерской) всерьез не интересует ни учителей, ни родителей. Точнее, и те, и другие ее боятся, не зная, что с ней делать, да и лидером в классе вроде полагается быть учителю... Есть еще художественная одаренность (музыкальная, изобразительная, сценическая) - она, пожалуй, как раз лучше других изучена, но к так называемой общеобразовательной школе все же не имеет прямого отношения. Есть еще психомоторная (спортивная) одаренность. Не о них здесь речь.
Три типа одаренности имеют прямое отношение к общеобразовательной школе.
Академическая одаренность представляет собой ярко выраженную способность учиться. Это помогает впоследствии стать очень неплохим, квалифицированным специалистом, но чтобы получилось что-то большее, одной этой одаренности недостаточно.
Интеллектуальная одаренность - это умение думать, анализировать, сопоставлять факты. Обладатели такой одаренности - умники и умницы. Они учатся иногда блестяще, иногда неплохо, иногда великолепно по одним предметам и плохо по другим - все зависит от их отношения к предмету и к преподавателю...
Творческая одаренность - это то, что проявляется в нестандартном видении мира, в нешаблонном мышлении и, в конечном итоге, ценится выше всего. Но вот до конечного итога надо дорасти, иногда даже дотянуть. А вот уж кто редко бывает "удачником" - так это именно творческие дети. Их проблемы начинаются еще в школе, где они всегда всех раздражают, несмотря на непрерывные заклинания о "творческой личности".
Однако сейчас речь не о страданиях людей с творческой одаренностью, а о том, как не ошибиться в понимании способностей, как увидеть одаренного ребенка.
Сначала о том, что не является одаренностью. Прежде всего - не имеет отношения к одаренности так называемая натасканность.
...Пришлось мне однажды общаться с одной "молодой", лет пятидесяти бабушкой. Главная ее отличительная черта - фанатичная любовь к порядку. В любое время дня у нее в доме все так вылизано и прибрано, будто вот-вот ожидается официальный прием. И вот подошло время, когда ее внуку исполнилось пять лет. Самая пора, по ее представлениям, развивать его способности и готовить в школу. Сначала было составлено расписание, включающее ежедневно три обязательных урока - чтение, математику, иностранный язык. Расписание соблюдалось неукоснительно, ставились даже оценки. Ребенок к шести годам свободно читал, превосходно считал и даже писал с каждым днем все лучше и лучше. Если он почему-либо не хотел прилежно учиться, его всегда наказывали, хотя и не так уж строго - чтобы не отбить охоту к учению.
Мальчик от уроков не уклонялся (только попробовал бы...), но сам желания перевыполнять предлагаемую ему интеллектуальную норму - прочитать что-либо незапланированное или решить незаданный пример - как правило, не проявлял. Я, конечно, намекала бабушке, что к развитию способностей такого рода воспитание не имеет отношения; но, увы, нет пророка в отечестве своем.
В престижной школе, куда привела внука бабушка, его взяли: видно, магия свободно читающего и легко считающего семилетнего ребенка была достаточно велика. В первом классе он учился блистательно, во втором и третьем - хорошо, в пятом - начались проблемы. Мальчик не понимал решения сколько-нибудь сложных арифметических задач, весьма неохотно читал, появились даже проблемы с грамотностью. Из блестящего ученика он медленно, но неотвратимо превращался в серого троечника. Сам-то он был такой же, как и раньше; просто запас знаний, которым снабдила его предусмотрительная бабушка, постепенно иссякал. Кончалась и та "фора", которую он имел, а со способностями было туговато.
То, что сделала заботливая бабушка со своим внуком, и называется натасканностью. Это именно "накачанность" знаниями - и ничего больше. У этого ребенка не было главного, что есть в одаренных детях. Чего же?
Чем похожи одаренные дети?
Одаренные дети - разные. Есть тихие и есть шумные, агрессивные и очень мирные, веселые и грустные; среди них бывают и хилые, но попадаются и завидные здоровячки. Но у всех одаренных детей есть нечто общее.
У всех одаренных детей ярко, отчётливо, иногда даже болезненно остро выражена потребность, без которой немыслимо развитие способностей. Это так называемая познавательная потребность, выражающаяся, прежде всего, в поиске нового знания, в удовольствии от умственной работы. Одаренных детей заставлять не надо - они сами непрерывно ищут для себя сложную интеллектуальную работу, и нет для них большего удовольствия, чем такая работа.
...Девятилетний Саша любит проводить время таким образом: влезает на шкаф, сгоняя оттуда кота, забирает собой кучу книг, тетради и начинает заниматься своими любимыми делами писать детскую энциклопедию (уже шел ко второму тому), читать любимого писателя (а это Шекспир), решать задачи (он учится на так называемом "мехмате"). Еду требует доставлять ему прямо на шкаф. "Зачем ты залезаешь на Шкаф, Саша?" - "Чтобы не мешали, это мой рабочий кабинет".
...Восьмилетний Олег целые тетради заполняет химическими формулами. Собрал огромную библиотеку по разным разделам химии. Придя в Сократовскую школу, где работают с одаренными детьми, прежде всего поинтересовался, предоставят ли ему педагога по химии. Хотя склонен к конфликтам ("Почему такие детские задачи? Я что, маленький?") - сразу умолкает, если дать ему задачу посложнее. Несмотря на свою повышенную возбудимость, спокойно относится к интеллектуальным неудачам - просит только не подсказывать. И немедленно успокаивается, когда получает новую и сложную интеллектуальную работу.
...Вот на приеме маленький мальчик: шести лет, обыкновенный с виду. Я даю ему задачу - непростую для его возраста, с ней не справляются иногда и взрослые. И вдруг вижу радость на его лице, хотя задача трудная и еще неизвестно, решит ли он ее. Он перестает стесняться (хотя сначала едва мог выговорить свое имя), его больше не пугает незнакомая обстановка и незнакомая "ученая тетя". И по этой его радости я понимаю: "наш кадр", одаренный ребенок.
Меня всегда удивляет, как неистово эти дети любят умственный труд. Некоторые родители пугаются их одержимости, боятся, что они от этого заболеют,- и прячут от них книжки, атласы, задачники. И вот тогда-то эти дети действительно заболевают... Умственный труд им нужен как ежедневный хлеб, как основная пища; без этого они - буквально, без преувеличения - не могут жить.
Это главное, чтобы можно было увидеть одаренного ребенка. Но есть и другие признаки, которые часто обнаруживаются при одаренности.
Общение. Часто одаренные дети умеют и хотят общаться только со взрослыми - те больше знают, с ними интереснее, они их принимают и восхищаются ими. Сверстники же над этими детьми смеются, а иногда травят и бьют. Обычные дети (увы, практически все) активно не любят тех, кто отличается от нормы - слишком толстых и слишком худых, слишком высоких и слишком маленьких, очень глупых и очень умных. Они не переносят при общении ничего странного, необычного. Одаренные дети им непонятны, они их раздражают. Кто поинтеллигентнее и поспокойнее - тот просто смеется над ними, кто попроще и агрессивнее - бьет...
Почти всех одаренных, с кем я имела дело, приходилось спасать от нападок их обыкновенных сверстников. "А почему он все время притворяется? Почему он такой странный?" - попытался сформулировать свое видение этой проблемы один из таких шестилетних поборников психологического равенства. Некоторых таких "странных" мы направляем в специальную школу для одаренных, другим предлагаем индивидуальное обучение на дому, а в третьих просто учим защищаться. Ничего не поделаешь...
Эмоциональность таких детей часто кажется невероятной. Они испытывают безутешное горе по поводу слишком грустного конца в фильме; и потому, что тетя, которая им нравится, почему-то уходит. Они способны закатить родителям скандал только потому, что они зовут обедать, отрывая от решения интересной задачи. И это не капризы; это особый мир, сверхэмоциональный и сверхчувствительный. Встречаются, правда, спокойные одаренные дети. Но, во-первых, это, как правило, только "интеллектуалы", творческие дети бывают спокойными крайне редко; а во-вторых, их спокойствие часто оплачивается специфическими проблемами со здоровьем. Одаренность - тяжелая, хотя и украшающая ноша; за нее этим детям иногда приходится страдать уже с раннего детства.
Поразительным бывает чувство юмора у таких детей; почти всегда оно кажется врожденным. Нередко (может быть, из боязни, из неуверенности в реакции взрослых) сами-то дети не острят, но когда "хохмят" окружающие, им безумно нравится. Пятилетний мальчик громко смеется сложному каламбуру, а услышав от гостя вполне взрослый анекдот, влюбленно заглядывает в глаза рассказавшему и, в восторге от такого замечательного знакомства, предлагает ему поиграть с его любимой игрушкой. Особенно часто такое обостренное и сверхраннее чувство юмора проявляется у детей именно с творческой одаренностью - они легко и радостно замечают любую несообразность мира.
Многое можно рассказать об особой речи одаренных детей, о бросающихся в глаза особенностях моторики или восприятия, даже в своих пристрастиях в еде они часто отличаются от других детей. И это понятно. Одаренность - это не особенность только их мозга и только их интеллекта, это другое устройство всей их психики, всего организма. В чем-то эти дети всегда уязвимее обычных детей, часто они находятся на грани нервного срыва. Именно поэтому одаренные дети по определению ВОЗ (Всемирной Организации Здравоохранения) входят в группу риска - наряду с умственно отсталыми маленькими правонарушителями, детьми алкоголиков и т. п. Именно поэтому им нужно особое воспитание, другие учебные программы, другие учителя, другие школы...
После того как выяснилось, что ребенок действительно одаренный, начинается самое трудное. Что с таким ребенком делать, к кому обратиться за помощью, где его учить?
Какие школы нужны одаренным?
С детства нам внушали, что школа для того и существует, чтобы "хорошо" и "отлично" учиться. Многие поверили в это, особенно девочки, вот и учатся отлично. Хуже, что поверили в это и школьные директора и учителя. И многие элитарные школы до сих пор - это оранжереи для будущих медалистов и стартовая площадка для приземления в престижном ном вузе. В этих школах очень серьёзно заботятся о качестве, но еще больше честно говоря, о количестве знаний школа ведь существует не только и даже не столько для этого.
Для чего же? Развивать способности детей? Уже теплее, даже горячо, но всё-таки и это не единственное. И, может, даже не главное.
У Гегеля есть мысль о том, что человек должен, прежде всего, "выполнить себя". Это значит - реализовать свою уникальную индивидуальность, свое представление о природе и обществе, о Боге и человеке. Многие психологи считают, что потребность в самоактуализации, особенно ярко ощущаемая именно одаренными людьми,- это основа всех духовных потребностей человека. Человек, не сумевший реализовать себя, всегда испытывает глубокую внутреннюю неудовлетворенность жизнью - как бы внешне благополучен он ни был.
Школа для того и существует, чтобы помочь ребенку, потом подростку, юноше развить в себе способности к самоактуализации. Нет, не научить этому (едва ли этому научишь), а создать психологические условия, чтобы ребенок был готов к этой тяжелой и всегда самостоятельной работе.
Нужны школы, где всерьез думают о развитии способностей детей, где знают проблемы одаренных, где могут действительно учить и воспитывать детей исходя из уникальности каждого ребенка. Учиться должно быть не только интересно, но и трудно, ребенок должен испытывать умственное напряжение, у него постоянно должны тренироваться "мускулы воли" - только в таких условиях будут развиваться способности и характер ребенка. Такого рода "дискомфорт" должен, в конечном итоге, приносить радость ребенку, стать ему привычным и даже необходимым. Радость преодоления трудностей, радость победы над собой (пусть при этом победой будет всего лишь решение нудного примера длиной в километр) - это и есть подготовка одаренного ребенка к жизни. Работа с одаренными - далеко не праздник, а тяжелый и ответственный труд. Правда, необыкновенно интересный. Одаренные дети не ангелочки, а беспокойные, иногда почти невыносимо "вредные" дети. Хлопот с ними много, но и радости от этих хлопот - особенные...
[RIGHT]Виктория Соломоновна Юркевич,
доктор психологических наук,
сотрудник Психологического института РАО,
специалист по проблеме способностей
Материал взят из журнала "Семья и школа"[/RIGHT] [RIGHT][SIZE=1]№8, 1996 г.[/SIZE][/RIGHT]